Вклад Агахи в создание историческо-литературного сочинения «Фирдавс-ул-икбол»
Хотя в деле появления крупнейшего исторического сочинения «Фирдавс-ул-иқбол» (Райский сад счастья) существенную роль сыграл Шермуҳаммад Мунис, Агахи также внес определенную лепту в доведении его до логического конца. Когда родился Агахи, Мунису был уже 31 год, и он был известен в качестве зрелого поэта и историографа.

В день рождения Агахи Мунис находился в путешествии с Мухаммад Рахимханом, описывал Кунградские события, связанные с покорением Турамурада суфи. В этой связи, он, наряду с впечатлениями от своего путешествия, отмечает в восторженных тонах появление на свет своего племянника с точным указанием даты [1, c. 202]. Эта дата соответствует 17 декабрю 1809 года. Агахи являлся одним из самых способных учеников Муниса в усвоении знаний по истории и литературе и по возможности старался все время находиться вместе с ним. Когда умер Мунис, Агахи едва достиг двадцатилетнего возраста, он еще не успел сформироваться в качестве личности. Хивинский правитель Аллакулихан, несмотря на его молодость и жизненную неопытность, определил Агахи на должность мираба, представляющую собой одну из самых ответственных и престижных в ханстве, ввел его в сферу бесед на научные и литературные темы.

Аллакулихан сам лично являлся наставником и покровителем Агахи во многих аспектах [2, c. 62]. Он был младше Муниса на 16 лет и старше Агахи на 17 лет. Таким образом, предложение о продолжении исторического сочинения «Фирдавс-ул-иқбол», начатого, но незавершенного Мунисом, Агахи получает в 1840 году лично от Аллакулихана, что также было отмечено на страницах данного произведения [3, c. 278].

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:

Янгибаева С. Вклад Агахи в создание историческо-литературного сочинения «Фирдавс-ул-икбол» [Текст] // Современная филология: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 1-3.

В связи с этим, Агахи по указанию Аллакулихана начинает запечатлевать на скрижалях истории события, вбирающие в себя период деятельности Мухаммад Рахимхана 1 с восьмого года его правления вплоть до его смерти. По свидетельству историографа, о событиях, которые происходили в данную эпоху, он узнавал в беседе с непосредственными свидетелями тех явлений. В отдельных случаях пользовался записанным в те времена материалом.

Следует отметить то обстоятельство, что Мунис довел историю периода царствования Мухаммад Рахимхана до седьмого года его правления включительно. Однако, хотя история последующего времени не получила определенную систематизацию и завершенность, историограф оставил немало ценных письменных свидетельств тех событий. Данный письменный материал послужил Агахи в качестве весьма ценного источника в деле продолжения книги. В 1813 году, с которого Агахи продолжает изложение событий в книге, Мухаммад Рахимхан, утвердившись на престоле Хорезма, сумел существенно улучшить политическую и экономическую жизнь страны. Несмотря на это, в стране продолжались внутренние междоусобицы, а также имели место захватнические войны между различными ханствами и взаимный грабеж. По этой причине, хивинский хан свою деятельность, в основном, направил на организацию военных походов, обеспечение территориальной целостности страны, борьбу против завоевателей. В иных случаях сам противопоставлял внешней силе насилие, придерживался захватнической политики.

Агахи, изображая события, имевшие место на восьмом году правления Мухаммад Рахимхана, обращает особое внимание на социально-политическую ситуацию, сложившуюся в этот год в сфере деятельности правителя. На основе политики, осуществляемой государственным руководителем, стремится показать экономическую и культурную жизнь народа.

Разумеется, каждый историограф является представителем, прежде всего, своего времени. В связи с этим, созданные Агахи сочинения характеризуются всесторонним воплощением в себе идеологии того времени [4, c. 11]. Исходя из этого, историограф мыслит категориями, вытекающими из политики, проводимой ханом. Однако в отдельных случаях приводится реальное изображение его деспотизма и насилия.

Хивинский хан на восьмой год своего правления, собрав боеспособное войско, осуществил поход в Хорасан. Известно, что многие правители Хорезма не ладили с иранцами. Хотя одной из главных причин этого являлись противоречия между сектами шиитов и суннитов, на самом деле это было связано с захватнической природой феодального строя. В вопросе противоборства с иранцами используется слово «Қизилбошлар» (красноголовые).

«Красноголовые» в честь 12 шиитских имамов наматывали на голову чалму с двенадцатью полосами из красного материи. Они представляли собой основную военную опору тариката сефевидов [5, c. 290].

Агахи также определяет их данным наименованием. Муҳаммад Раҳимхан начинает свой поход в целях нанести большой урон «красноголовым». Узнав о военных планах Муҳаммад Раҳимхана, целый ряд правителей городов, находившихся в подчинении иранцам, направляют к нему послов с просьбой о помиловании. Однако крепость Мир оказывает сопротивление и начинается его блокада. В это время становится известно, что правитель Хазараспа Абдулла инак предает хана, заключив соглашение с эмиром Бухары Амир Хайдаром, и Мухаммад Рахимхан спешным образом отправляется в Хазарасп. Однако Абдулла инак спасается бегством.

Агахи, продолжая традиции Муниса, завершая изложение каждого события, прилагает ему стихотворный отрывок, исходя из сущности исследуемого вопроса. Он оценивает поступок Абдуллы инака следующими стихотворными строками:

Кишиким, давлати агар кетса,
Бахту иқболи ҳам видоъ этса,
Феъли анинг бузулғуси аввал,
Ақли тори узулғуси аввал [6, c. 287]

Хивинский хан после этого события правителем Хазараспа назначает Қутлимурада инака.

Муҳаммад Раҳимхан в годы своего правления опирался, в основном, на своих младших братьев Қутлугмурада инака и Муҳаммадназарбека. В то же время не оставлял без внимания авторитетных и влиятельных представителей проживавших бок о бок на данной территории туркменского и каракалпакского народов. Он всегда с уважением относился к таким выдающимся деятелям каракалпакского и туркменского народов, как Шахниязбий, Давлатназарбий, сотник Тулеген, сотник Турабек, Оймирзабий, Дусимбий, Кадырбердыбий, Қулюмрибий, Мурад, Суюн, Қоқа, Менгли Али, правил державой, опираясь в трудных случаях на их помощь [6, c. 330]. Агахи при написании исторического сочинения «Фирдавс-ул-иқбол» последовательным образом продолжал традиции Муниса. Он освещал подробно деятельность Муҳаммад Раҳимхана посредством описания событий, происходивших в разные годы, месяцы и даже дни. Соответственно каждому событию приводил примеры из Корана. Самое главное заключалось в том, что Агахи в целях обеспечения занимательности и силы воздействия исторического труда обращался к поэтическим произведениям, отдельным легендам и преданиям.

На самом деле данная традиция является характерной особенностью произведений Абу Рейхана Беруни. Сам великий ученый отмечает об этом следующее: «Нашей целью является недопущение утомления читателя. Однообразное чтение нагнетает скуку, выводит из терпения. Если читатель переходит с одного вопроса на другой, то он ощущает себя бродящим по различным садам: по окончании одного из них начинается другой. Человек стремится обозреть и насладиться ими всеми. Неслучайно говорят: «Каждая новая вещь приносит наслаждение» [7, c. 89].

Мунис и Агахи, а также предшествовавший им Абулгази Бахадурхан при написании исторических сочинений придерживались данного принципа.

Преимущественного внимание Агахи к стихотворным жанрам в написанной им части исторического сочинения «Фирдавс-ул-иқбол» также определяется влиянием его наставника Муниса.

В части исторического труда, принадлежащей перу Агахи, использованы такие поэтические формы, как 58 месневи, 10 произведений в стихах, 6 кытъа, 1 муножот, 7 бейтов, 1 рубаи, 2 фарда. Среди данных жанров самыми активными являются месневи, их объем составляет 840 полустиший. Общее количество стихотворных полустиший превышает 1100.

Основной причиной преимущественного обращения Агахи к жанру месневи является сильное проявление эпичности в данном жанре. Другими словами, данный жанр более удобен для изложения событий.

Стихотворные отрывки также весьма соответствуют, в основном, жанру месневи. В этом жанре изложение событий в форме месневи считается главной особенностью.

В заключении следует отметить, что Агахи сумел в совершенном виде завершить начатый Мунисом монументальный труд, сохранив стиль своего наставника.

В процессе написания данного сочинения у Агахи усилилось влечение к историографии, он приобрел необходимые навыки для создания своих последующих исторических трудов.

Агахи своим историческим сочинением «Фирдавс ул-иқбол» внес существенный вклад в дело дальнейшего обогащения староузбекского литературного языка и в развитие узбекской научно-литературной прозы.

KO`P O`QILGANLAR