Хорезм под властью династий Маъмунидов и Алтунташидов. Государство Маъмунидов в Хорезме
385 г.х./ 995 год стал годом создания нового хорезмийского государства, а правившая в нем династия по имени ее основателя в исторической науке получила название «династия Маъмунидов».

Со времени ее основания и до убийства Маъмуна II б. Маъмуна и вызванного этими событиями захвата Хорезма Махмудом Газневидским в ней насчитывалось, в основном, три правителя: Маъмун I б. Мухаммад (995-997); Абу-л Хайр Маъмун II (997-1009); Абу-л Аббас б. Маъмун (1009-1017).

Четвертый представитель этой династии Абу-л Харрис Мухаммад б. Али - племянник Маъмуна II, пришедший к власти в результате мятежа войск и убийства его дяди, правил весьма недолго - всего лишь несколько месяцев. Следовательно, период правления в Хорезме династии Маъмунидов составлял всего лишь 22 года. Тем не менее, эта династия оставила яркий след в истории цивилизации, прежде всего, своим отношением к науке.

От Вазамаридов (Афригидов) к Маъмунидам, называвшимися прежде амирами, перешел древний хорезмский титул «хорезмшах», чем подчеркивались традиционность государственности Хорезма, легитимность перехода власти от одной хорезмской династии к другой.

Территория государства Маъмунидов, в основном, охватывала территорию историко-культурной области - Хорезм, сложившуюся издревле в низовьях Амударьи - Окса на левом и правом берегу этой могучей среднеазиатской реки. Лишь при правлении Маъмуна II к нему были присоединены часть Хорасана, Ниса и Мерв (совр. Южный Туркменистан).

Столицей государства Маъмунидов с этого времени стал Гургандж (на месте Куня-Ургенча в Туркменистане). Он сохранял это свое положение вплоть до переноса столицы Хорезма в XVI в. при Арабшахидах в Хиву.

В период правления Маъмунидов, особенно при втором и третьем мамунидском хорезмшахе, в Хорезме наблюдался общий подъем ремесла, торговли, сельского хозяйства, культуры, науки, зодчества. Свидетельство этого - знаменитая свинцовая плита, найденная в Куня-Ургенче (ныне хранится в Государственном музее истории Узбекистана в Ташкенте), с куфической надписью, повествующей о сооружении в этом городе в 401 г.х./ 1010-1011 гг. минарета, а соответственно и мечети.

Однако наибольшую славу Маъмунидам принесло их отношение к науке и ученым, что в годы независимости получило весомый довод для создания специальной Академии Маъмуна в Хиве.

Еще в правление второго мамунидского правителя Абу-л Хайра Али б. Маъмуна при дворе этого хорезмшаха стал складываться настоящий научный коллектив. Но особого расцвета наука при Маъмунидах достигла при Маъмуне II б. Маъмуне, при дворе которого состояли такие выдающиеся ученые-титаны науки, как Ибн Сина и Беруни.

Махмуд Газневидский с завистью наблюдал за деятельностью в Хорезме прославленных ученых. Согласно Низами Арузи Самарканду специальный посол Махмуда - Абу Абдаллах Хусайн б. Али из рода некогда правившего в Хорезме амира Микаила в ультимативной форме потребовал от хорезмшаха направить в Газну ученых, в том числе Ибн Сину и Беруни. Стремясь укрепить свое положение в Хорезме, Махмуд Газневидский выдал замуж за Али б. Маъмуна и Маъмуна II б. Маъмуна своих сестер, полагая что Маъмуниды будут более сговорчивыми в политических делах.

Между тем важнейшую роль в усилении давления Газневидов на государство Маъмунидов сыграло послание аббасидского халифа формальной главы мусульманского мира Кадир-биллах (991 г.х.). Последний через особого посла передал хорезмшаху почетную грамоту и диплом, удостоверяющий присвоение Маъмуну II б. Маъмуну высокого лакаба (почетного прозвища) «Айн ад-Даула ва Зайн ал-Илла» («Око государства и украшение религиозной общины»).

Деятельность Кадир-биллах была направлена на укрепление своего религиозного авторитета среди правителей государств Средней Азии. Не случайно, что его имя проставлено на всех монетах, выпускавшихся во владениях и государствах Средней Азии.

Большое внимание, которое уделял хорезмшаху Маъмуну II аббасидский халиф, вызвало соответствующую реакцию со стороны Махмуда Газневидского, который и до этого вмешивался во внутренние дела государства Маъмунидов. В частности, последовав совету своего вазира Абу-л Хасема Майманди, он через своего посла в Гургандже решил прозондировать хорезмшаха, дав послу указание: прочитать хутбу во всех мечетях на имя газневидского султана, что в то время означало утрату независимости и признание вассалитета Маъмунидов от газневидского султана.

Маъмун II созвал маджлис хорезмской знати, которая, однако, в категоричной форме отказалась принять это предложение, угрожая Маъмуну II смутой, если он самолично это примет. В результате этих действий хорезмшах Маъмун II попал в двойственное положение: с одной стороны, ему угрожала местная знать свержением с престола, с другой - Махмуд Газневидский, который твердо повел курс на ликвидацию независимого хорезмийского государства и превращение его в вассальное владение. Махмуд Газневидский отправил письмо Маъмуну И, в котором указал, что люди из знати вопреки решению хорезмшаха запретили чтение хутбы на имя Махмуда Газневи, что означало неповиновение царю, т.е. хорезмшаху, и что эти люди по существу мятежники. «Я не употребляю выражения «гвардия и подданные», - пишет Султан Махмуд, - так как тех нельзя назвать гвардией и подданными, которые в состоянии говорить царю: «делать это, не делать того!». В этом видно ... и бессилие власти, так оно и есть».

Он сообщил, что в Балхе собрано огромное войско для того, чтобы двинуться на Хорезм и наказать мятежников. Однако при выполнении ряда условий султан Махмуд готов пойти на уступки и вернуть войско в Газну.

Главным из этих условий являлось прочтение хутбы на имя султана Махмуда. Второе условие заключалось в посылке хорезмшахом подарков и денег Махмуду, которые якобы будут тайно возвращены хорезмшаху, так как у Махмуда и так имеются несметные богатства.

Султан также хотел, чтобы хорезмшах прислал в Газну лучших представителей знати, факихов и имамов, дабы его приближенные убедились в покорности Хорезма.

Маъмун II попал в чрезвычайно сложное положение. Опасаясь гнева Махмуда Газневидского, он приказал произнести хутбу в Нисе и Фераве, а также в ряде провинциальных городов. В Гургандже и Кяте чтение хутбы не производилось из-за угрозы всеобщего восстания, что, однако, не предотвратило событий, приведших к свержению Маъмуна II и его убийства.

Весной 1017 г. дислоцировавшие в Хазараспе войска подняли восстание, двинулись на Гургандж, захватили дворец хорезмшаха и убили несколько его видных приближенных, а затем подожгли дворец и убили хорезмшаха. На престол был возведен Абу-л Харрис Мухаммад б. Али - племянник Маъмуна II. Однако правление его продолжалось, как отмечалось, совсем недолго, поскольку Хорезм вскоре был завоеван Махмудом Газневидским, ликвидировавшим династию Маъмунидов. Он возвел на престол в Хорезме своего ставленника тюркского военачальника Алтунташа, положившего начало новой правящей династии в Хорезме - Алтунташидов, правившей также недолго, - всего 24 года.

KO`P O`QILGANLAR