В начале XVI в. власть в Хорезме перешла в руки представителей династии Арабшахидов во главе с Ильбарсханом - выходцем из даштикипчакских степей, родственной Шейбанидам в Бухаре.
В силу острых политических катаклизмов в этот период и вплоть до конца XVIII в. в Хорезме строительная деятельность была ослаблена. Так, в Хиве в XVII—XVIII вв. было построено лишь несколько достойных упоминания памятников: медресе Араб-Мухаммад-хана (1616 г.), мечеть и бани Ануша-хана (1657 г.) и медресе Ширгази-хана (1718—1719 гг.). Лишь только в начале XIX в., благодаря инициативе ханов кунградской династии, наступает период активного строительства в столице Хиве — как в Ичан-кале, так и за ее пределами в районах Дышан-калы, сельских усадьбах и загородных парках ханов. Из памятников Ичанкалы, построенных до завоевания Хорезма царской Россией, наиболее интересными представляются комплекс дворцовых сооружений в Куня-Арке, ансамбль у восточных ворот Палван Дарваза (с 1806 по 1833 г.), ансамбль у мавзолея Пахлаван Махмуда (1810—1825), дворец Таш-хаули, медресе, караван-сарай и тим Аллакули-хана (1832—1833), медресе Мухаммад Амин-хана (1851—1852), Кальта-минор (1855) и др. В монументальных постройках Хивы преобладают культовые сооружения — мечети, мавзолеи, минареты и медресе, причем последних по количеству больше. По своим композиционно-типологическим особенностям они отражают традиционные для архитектуры Средней Азии модели, сложившиеся здесь в XV — XVI вв.: прямоугольный двор, обведенный худжрами и со сводчатыми айванами на осях. В Ичанкале несколько мечетей, из которых, безусловно, выделяется пятничная Джума-мечеть, возникшая в конце XVII1 в. и ставшая классикой среднеазиатской архитектуры благодаря торжественному и впечатляющему ритму внутренних колонн. Характерная черта построек Ичанкалы — широкое использование в оформлении интерьеров контрастных сине-белых изразцов и многочисленных деревянных колонн, ворот и небольших дверей с выразительным и самобытным орнаментом. Хорезмская архитектура мусульманского средневековья на протяжении своего тысячелетнего пути развития подарила миру немало шедевров, свидетельствующих о творческих достижениях хорезмийских зодчих и мастеров строительного искусства, о преемственности вековых традиций, отразившихся как в монументальном зодчестве, так и в жилых постройках.
Прикладное искусство XVIII — начала XX в. представлено разнообразными видами в коллекциях музеев Узбекистана. Особую отрасль художественного ремесла представляло искусство наккошей — художников, создававших орнаментальные композиции для всех видов. История сохранила имена ведущих из этих чародеев узора, живших в первой половине XIX в.: Уста Мирза, Уста Матпано и широко известный мастер-виртуоз Абдулло-Джин. Наиболее яркие произведения прикладного искусства создавались в синтезе с архитектурой: резные деревянные колонны, двери, ворота, прекрасные образцы, в огромном количестве представленные в памятниках Ичанкалы. Из дерева изготавливались и многочисленные бытовые изделия — резные столики, подставки для книг — лавхи, футляры для фарфоровых сосудов — чинникапы, сундуки, шкафчики и другие предметы. Особого взлета достигает искусство составления композиций из изразцовых сине-бело-голубых плиток. Стены медресе, мечетей и дворцов украшаются бесконечным великолепием этих узоров. Порой возникает ощущение, что они словно теряют свои конструктивные качества и превращаются в уникальные шедевры узоротворчества. В оформлении архитектурных интерьеров важное значение имели предметы из камней — подставки для колонн с орнаментальной и плиты с резной надписью и т.д.
В XIX — начале XX в. наблюдается подъем в развитии поливной керамики. Мастерство керамистов проявляется как в изготовлении архитектурных образцов, так и в выработке бытовых изделий. Наиболее распространенной в этот период становится характерная только для Хорезма форма блюда — бадия — с вертикальными бортиками. Ведущим колористическим признаком хорезмской керамики становится зеленый цвет разных тонов с включением бело-голубых деталей, в виду широкого использования ишкоровой глазури. Формируются основные центры поливной керамики Хорезма, которые сохранили свое значение и во второй половине XX в. — Хива (Ханках), Мадыр, Каттабаг, Багат и др. В области керамики прославились такие мастера, как уста Юсуп, уста Искандар Калантаров, уста Ваис и др. В декоре изделий появляются предметные изображения — ножи, сосуды, музыкальные инструменты и т.д.
Особую отрасль прикладного искусства составляли мухркоры — изготовители печатей. В музеях Ичанкалы хранится большая коллекция различных резных с надписями печатей, свидетельствующих о высоком мастерстве резчиков.
XVIII—XIX вв. — время расцвета искусства хорезмской чеканки, которая после резьбы по дереву, поливной керамики и ювелирного искусства является самым популярным видом прикладного искусства. Во второй половине XIX в. в Хорезме работали около 40 медников, объединенных в цеховую корпорацию и изготовлявших разнообразные изделия: кувшины, подносы, сосуды для воды и кипячения, ведра, тазики и т.д. Для стиля хорезмской чеканки характерны стройность силуэтов, лаконизм форм и изящество орнаментики. Одним из подразделов художественной обработки металлов являются оружейное дело и ювелирное искусство, получившие высокое развитие в XIX в. Ювелиры использовали богатейший набор драгоценных металлов, камней и приемов их обработки, создавая уникальные, самобытные хорезмские женские украшения, предметы оружия и конскую сбрую.
Хорезм славился и искусством ковроделия, которым занимались, в основном, кочевые племена туркмен или каракалпаков, но существовали ковроткацкие станки и в домах хорезмийцев, на которых женщины ткали ворсовые ковры и другие бытовые изделия. В этот период в Хорезме производились разнообразные шелковые, полушелковые и хлопчатобумажные ткани. Получило широкое распространение и искусство хорезмской набойки — двухцветной и полихромной. Основными центрами набойки были Ханках, Читгарон, Чимбай. В Хиве существовал специальный квартал набойщиков. Резчики по дереву изготовляли специальные калыбы — формы для нанесения узора на ткани. Набойки использовались для изготовления одежды и выполнялись полотнами.
Благодаря своему географическому положению, определенной удаленности от крупных торговых центров народу края удалось сохранить самобытность и богатство культуры и искусства, сыгравших важную роль в формировании государственности Хорезма до начала XX в.