В VIII в. Среднюю Азию завоевывают арабы, распространившие в государствах Междуречья исламскую религию. Все, что связывало с прежним наследием и культурой, в большинстве своем подверглось уничтожению. Как писал Беруни: «И уничтожил Кутайба людей, которые хорошо знали хорезмийскую письменность, ведали их преданиями и обучали (наукам), существовавшим у хорезмийцев, и подверг их всяческим терзаниям...».
Нашествие чужеземцев первоначально отрицательно сказалось на развитии экономической и культурной жизни раннесредневекового Хорезма. Многие города были разорены, хозяйство страны пришло в упадок. Характерен приведенный в «Истории Ат-Табари» ответ одного из наместников Хорасана начала VIII в. Ийазида б. ал-Мухаллаба, современника Ибн Кутейбы, на призыв Халифа совершить поход на Хорезм: «О, эмир! Он скуден добычей, труден суровостью переходов».
В VIII в. в результате политических интриг пришедших к власти хорезмшахов и завоевательных походов арабов Хорезм полностью подчиняется халифской власти, хотя династия и номинальная власть хорезмшахов были сохранены. Их резиденция располагалась в Кяте. Наряду с Кятом в Хорезме было еще два крупных города — Хазарасп и Ургенч. На место хорезмийскому чекану приходят монеты с именами наместников халифа. Но уже к концу IX в. Хорезм постепенно оправляется.
Возрождение культурной жизни Хорезма, превращение его в один из научных центров мирового значения и появление здесь выдающихся ученых, высочайших интеллектуалов своего времени, во многом было обусловлено предшествующими многовековыми условиями исторического и культурного развития региона.
С конца IX в. Хорезм начинает дарить миру плеяду выдающихся деятелей науки. В 783 г. появляется на свет один из крупнейших ученых своего времени Мухаммад аль-Хорезми (умер в 845 г.). Он родился в окрестностях Хивы, а его предки по преданию были зороастрийскими заклинателями, изгонявшими демонов. В самом начале IX в. аль-Хорезми становится одним из ученых при дворе правителя восточной области Халифата Маъмуна, который через некоторое время, став халифом, переезжает в Багдад и приглашает туда аль-Хорезми. Ему предлагается возглавить самый крупный научный центр средневековья Дом мудрости, прославившийся как Академия Мамуна. Аль-Хорезми координировал работу большого количества ученых, которые вели исследования в различных областях науки — математике, астрономии, медицине и др. Но мировую славу аль-Хорезми принесли его собственные труды, значение которых для дальнейшего развития цивилизации переоценить трудно. В 820 г. он написал трактат об арифметике с «индийскими» цифрами, которые сегодня называются арабскими и ими пользуется весь современный мир. Аль-Хорезми не изобретал этих цифр, но благодаря ему они распространились по всему миру. Его сочинение было переведено в XII в. в Испании на латинский язык под названием «De numero Indorum» и познакомило Запад с арифметикой при помощи цифр. Его имя отражено в современном термине «алгоритм» — оно происходит от латинизированного имени Альгорезми. Современная наука обязана аль-Хорезми словом «алгебра», которое происходит от названия другого его трактата. По-арабски оно означает «вправление», имелось ввиду вправление вывихнутого сустава, а затем трансформировалось в понятие, связанное с установлением математического равенства.
Таким образом, уже в IX—X вв. мы наблюдаем подъем во всех сферах жизни, расцвет науки, культуры и искусства. Хорезм играл важную роль в транзитной торговле государств Среднеазиатского междуречья со странами Восточной Европы, Нижнего Поволжья и Хорасаном. Существовал и собственный торговый обмен Хорезма с этими регионами. Источники перечисляют широкий ассортимент товаров для хорезмского импорта и экспорта. С развитием торговли восстанавливается экономика, растут и развиваются города и ремесла. Вот что в X в. пишет о городах
Хорезма ал-Макдиси: «Хорезм — город плодородный, обильный пищей...», о Ките — «главный город Хорезма ... имеет большое богатство...». В конце X в. под эгидой Мам‘ун ибн Мухаммеда, принявшего титул хорезмшаха, Хорезм становится единым государством со столицей в Гургандже (Ургенч) и все более независимым и могущественным в военно-политическом и экономическом отношении. При его сыне Мам‘уне (999-1017) в Ургенче была создана Академия Мам‘уна, где собирался цвет науки и искусства. Украшением его на этот раз стали выдающиеся ученые- энциклопедисты аль-Беруни и Ибн Сина.
Абу Райхан аль-Беруни (973-1048) был великим хорезмийским ученым. В XI в. его имя было известно в Европе благодаря фантастическому значению его научных трудов в области математики и астрономии, хотя воспринимался он там как испанский монах с именем Алборона. Беруни родился в Кяте и воспитывался известным хорезмийским ученым Абу Насром б. Ираком. В 1004 г. аль-Беруни работал при дворе хорезмшаха Мам'уна в городе Гургандж до 1017 г. — периода расцвета наук и искусства в Хорезме. При его участии и была организована хорезмская Академия Мам'уна, подобно Багдадской. Наряду с аль-Беруни, возглавившим эту Академию, в нее входили такие выдающиеся ученые, поэты, мыслители своего времени, как Ибн Ирак, Ибн Сина, Абу Сал Мазихий, Абул Хайир Хамар, Абу Мансур ас-Салибий и др. В 1017 г. Хорезм был захвачен Махмудом Газневи, который перевез многих ученых и поэтов в свою столицу Газну. Среди них был и аль-Беруни, который остался там до конца своей жизни и даже участвовал в походах Махмуда Газневидского в Индию. Правда, однажды в 1025 г. (у СП.Толстова — 1034 г.) он посещает свою родину. Сочинения аль-Беруни относятся, главным образом, к математике и астрономии, а также к физике, ботанике, географии, геологии, истории, хронологии и другим наукам. Представления аль-Беруни об устройстве мира, движении Земли, силах тяготения намного опережали его время. Он усовершенствовал основные астрономические инструменты, которыми пользовались в то время (астролябию, квадрант, секстант), построил первый неподвижный (стенной) квадрант наблюдений Солнца и планет, который в течение 400 лет был самым большим в мире. Проведенные им измерения наклонения эклиптики к экватору в течение многих веков оставались непревзойдёнными по точности. Он одним из первых после древнегреческих учёных начал использовать тригонометрию как математическую основу практической астрономии. Ему принадлежит новый, весьма точный метод определения радиуса Земли путём наблюдения положения горизонта с вершины горы. Исторические и географические труды Беруни «Памятники минувших поколений» и «Индия», как все труды ученого — это величайший вклад в мировую науку, который отражает уровень развития экономики и культуры Хорезма в первые века распространения ислама. В то же время такие титаны, как аль-Хорезми, аль-Беруни — закономерный итог многовекового развития культуры Хорезма, эволюции его исторического и культурного генофонда.
В IX—XIV вв. происходят кардинальные изменения в культуре и искусстве Хорезма - под воздействием новой идеологии ислама меняются облик и структура городов, строятся новые религиозно-культовые и административные сооружения: мечети, медресе, мавзолеи, караван-сараи. Начиная с IX—X вв., на первый план выдвигаются архитектура и ремесла. Хотя памятников того времени не сохранилось, историки отмечают, что в столице Хорезма того времени — Кяте за крепостной стеной, где располагались рынки, была построена соборная мечеть, рядом с которой хорезмшах Мам'ун возвел дворец. О красоте ворот другого дворца того же времени, построенного в Ургенче тем же правителем, пишет ал-Макдиси: «У ворот Хаджаджа — дворец, построенный ал-Ма‘муном. У дворца ворота, во всем Хорасане нет более удивительных по красоте, чем они». Можно предположить, что речь идет о резном декоре ворот, поскольку, как сообщают историки, в оформлении интерьеров сооружений того времени широко использовались, например, резные деревянные колонны. Так, по сведениям, самые древние колонны, представленные в колонном зале Джума-мечети Ичанкалы, были вывезены в Хиву из мечети Кята в X в. во время затопления этого города водами Амударьи. В то же время исчезают монументальные виды изобразительного искусства — настенная живопись, скульптура, уходят из сакрального обихода предметы, связанные с прежними культами и религиозными представлениями — оссуарии. Меняются содержание и тематика искусства: исчезают фигуративные изображения, на их место приходит орнаментально-плоскостной стиль растительно-геометрического характера. В оформлении многочисленных произведений художественного ремесла Хорезма, среди которых наибольшее распространение получает поливная керамика, главным становится орнамент. В виде поливных плиток, резьбы по ганчу и дереву он проникает и в оформление новых архитектурных сооружений. Использование с XI—XII вв. в качестве строительного материала жженого кирпича, а резной терракоты и поливных плиток, резного дерева — в декоре архитектуры Хорезма положило основы новой эстетики зодчества Хорезма. Начинается своеобразная полоса развития культуры и искусства Хорезма, во многом обусловленная распространением религии ислама.
В XI—XII вв. в прикладном искусстве протекали процессы, характерные для всего Среднеазиатского междуречья, связанные с усилением орнаментального начала. В это время широкое распространение получают изделия поливной керамики, предметы из стекла. Имеются сведения об изготовлении в этот период терракотовых фигурок животных, которые использовались в празднование Навруза. К сожалению, не обнаружены изделия из металла, выполненные в Хорезме до XVIII—XIX вв., однако в ряде поздних изделий (кумганы) явственно ощущается связь с формами еще сасанидских изделий VI в. н.э. В поливной керамике используются поташная и свинцовая глазурь. Несмотря на использование растительной, геометрической и эпиграфической тематики, декор хорезмийских изделий, в отличие, например, от саманидской керамики Мавераннахра (Афрасиаба, Чача и т.д.), выглядит менее насыщенным узорами, практически отсутствуют зооморфные мотивы, мало каллиграфических надписей.
В первой половине XI в. Хорезм был включен в состав империи Газневидов, но в 1040 г. в битве при Данданакане Газневиды были разбиты новой тюркской династией — Сельджукидами, основавшими крупную державу. В конце XI в. Сельджукиды назначают наместником Хорезма Ануштегина, ставшего впоследствии основателем новой тюркской династии Хорезмшахов. Его внук Атсыз уже вел борьбу с Сельджукидом Санджаром за независимость Хорезма и фактически объединил под своей властью весь Северо-Запад Средней Азии. В свою очередь внук Атсыза — Алауддин Текеш (1172—1220) создал Хорезмскую империю и разбил последнего Сельджукида Тогрула. Сыном Текеша — Алауддином Мухаммедом II были завоеваны Самарканд, Отрар, территории Северо-Западного Ирана, степи Дашти-Кипчака.
На рубеже XII—XIII вв. под властью Хорезмшахов, за которыми сохранилось наименование «Великие», оказались территории от Кавказа до границ Индии: была создана огромная империя. В Хорезме наблюдается необычайный подъем экономики.
Расширяется и совершенствуется ирригационная система, увеличиваются поливные земли, оживляется торговля с Мавераннахром, Хорасаном, Дашти-Кипчаком. О Хорезме этого времени арабский путешественник Якут писал: «Я проезжал по ней в 618 году (1219 г.) и никогда не видел области, более процветающей ... Большинство селений Хорезма — города, имеющие рынки, жизненные блага и лавки. Как редкость бывают селения, в которых нет рынков». Все это и вызвало расцвет науки, культуры и искусства. В это время строятся парадные светские и религиозно-культовые сооружения, богато декорированные резным ганчем, росписью, поливными плитками, элементы зодчества — двери, колонны украшаются великолепной резьбой. В неполивной керамике появляются новые формы изделий, а в поливной керамике совершенствуется технология глазурей, изготовляется посуда из кашина-полуфаянса.
Конец дальнейшему развитию империи Великих Хорезмшахов положило нашествие войск Чингизхана, нанесших разрушительный удар по экономике процветающего края. О жестокой расправе монголами над жителями Ургенча историк Ибн ал-Асир писал следующее: «Потом они (монголы) открыли плотину, вода пошла и затопила город, все постройки были разрушены... Не спасся из жителей города никто...». Настало время хозяйственной разрухи и экономического упадка, но уже к середине XIII в. экономическая жизнь Хорезма, вошедшего в состав Золотой Орды и оказавшего большое влияние на ее культуру, начинает восстанавливаться. Так, в этот период все развитие золотоордынской керамики находилось под сильным влиянием более развитой школы гончарного искусства Хорезма. Хорезм, успешно используя свое важное местоположение на скрещении торговых путей между Поволжьем, Восточной Европой и Мавераннахром, Хорасаном, Китаем, Индией, вновь укрепляет свое экономическое положение — здесь возрождаются ремесла, строятся новые города, приводятся в порядок старые.
О начале возрождения градостроительства и архитектуры свидетельствуют уникальные памятники Ургенча того периода. Это - мавзолей Фахраддин-Рази (2-я половина XII в.), мавзолей Текеша (конец XII — начало XIII в.), минарет Кутлуг-Тимура (между 1321 и 1333 гг.), ханака с мавзолеем Наджмеддина Кубра (1-я треть XIV в.), мавзолей династии Суфи (Тюрабекханым 1360-е годы). В этом же ряду могут быть упомянуты великолепные майоликовые надгробия мавзолея Саида Аллауддина в Хиве и мавзолея Саида Аббаса в Кяте, датирующиеся XIV в.
Около 60-х годов XIV в. Хорезм добивается независимости от Золотой Орды и здесь утверждается местная династия из представителей племени Кунград, известных под именем «Кунградские суфи». Время их правления было отмечено новым подъемом общественной жизни Хорезма, расцветом его городов и ремесел. В XIV в. Ургенч вновь становится столицей, в которой, по упоминанию современников, были «...красивые базары, широкие улицы, многочисленные постройки». Наряду с мечетями и медресе упоминаются также дворцы, больницы, рынки, жилые дома. Вот как описывается внутреннее убранство дворца золотоордынского наместника Хорезма Кутлуг Тимура, объявившего впоследствии о независимости Хорезма: «Мы прошли в дом его, потом вышли в малую приемную, у которой деревянный разукрашенный купол, стены убраны разноцветными тканями, а потолок раззолоченным шелком». Интерьер городской элиты так же представлял красочную картину. В гостиной (михманхане) ургенчского судьи Абул-Хавса Омара «были разостланы великолепные ковры, стены убраны тканями, по стенам большое количество ниш и в каждой из них поставлены серебряные с позолотой сосуды, и сосуды иракские..» и дальше Ибн Батута добавляет: «...таков обычай у жителей этой страны украшать свои дома».
В XII—XIV вв. в художественных ремеслах по-прежнему ведущие позиции занимает поливная керамика. Ее формы становятся разнообразнее, улучшается качество посуды, лучшие сорта стали изготовляться из кашина. Богаче и выразительнее становятся колорит и орнаментальный рисунок изделий. В керамике этого времени отмечается разнообразие художественных и технологических приемов — подглазурная и надглазурная роспись, гравировка, штамповка, рельеф и т.д. Основной мотив декора — растительные узоры, но встречаются и зооморфные изображения, отражающие связи с Китаем и Ираном. К XIV—XV вв. широкое распространение в Хорезме получают изделия в стиле «кобальт» с синей росписью на белом фоне, имитирующие китайский фарфор. Еще более широко и многообразно поливная керамика стала использоваться в декоре архитектурных сооружений — появились сине-голубые, белые изразцовые облицовки, заложившие основы нового среднеазиатского стиля. Наряду с Ургенчем, однако, новые крупные здания возводятся и в других местах — в Хиве, Миздакхане, Наринджане.
В конце XIV в. Хорезм входит в состав государства Амира Темура. В XV в. искусные хорезмские зодчие и мастера, вывезенные в Самарканд и Бухару, принимают участие в создании уникальных памятников среднеазиатской архитектуры — мавзолея Джахангира (Хазрат Имам) и дворца Ак-Сарай в Шахрисабзе, Чашма-Аюб в Бухаре и др.
В самом Хорезме градостроительная деятельность была приостановлена, хозяйственная жизнь пришла в упадок из-за сокращения орошаемых земель и ослабления торговой активности в регионе. Это нашло отражение и в спаде уровня ремесла XVI-XVII вв., снижением и мастерства формовки и росписи изделий поливной керамики. По сведениям письменных источников, в этот период работали ювелиры, резчики по дереву и камню, чеканшики, сохранялось стекольное производство, художественная обработка кожи, ткачи выделывали шелковые и хлопчатобумажные ткани, но уже без узоров — ткани окрашивались в один цвет или в виде разноцветных полос.