Мавзолей Пахлавана Махмуда и комплекс Ислам-Ходжи в Хиве (Pahlavon Mahmud va Islom Xo'ja, Xiva)
Первоначально здание мавзолея было скромным и небольшим, но, поскольку оно превратилось в популярное место паломничества, вскоре здесь были построены худжры (кельи), ханака и мечети, где паломники могли совершать молитвы.Первое значимое изменение архитектурного комплекса было осуществлено в начале 18 века при Шергази-хане, построившем новое медресе, ориентированное на мавзолей Пахлавана Махмуда.

В 1810 году после удачного похода Мухаммад Рахим-хан I решил радикально изменить ансамбль. Он реконструировал мавзолей так, что "в ногах" у хивинского святого возник некрополь правящей династии. Здесь стали хоронить членов ханской семьи, и территория мавзолея расширилась на восток и на юг.

Таким образом, в мавзолее, кроме самого Пахлавана Махмуда захоронены Абулгази-хан (1663), Ануша-хан (1686), Ильбарс-хан (1740) и Мухаммад Рахим-хан I (1825).

В 1913 по заказу Асфандияр-хана на западной стороне двора было построено двухэтажное здание на первом этаже которого был похоронен в 1918 году сам Асфандия-хан, а на восточной стороне - летняя айванная мечеть.

1. Так выглядит комплекс мавзолея Пахлавана Махмуда если смотреть на него с северо-запада, через большую площадь, не которой, местами, раскапывают фундаменты снесенных зданий

2. Вечерний кадр - справа - ханака Асфандияр-хана (здание начала 20 века)

3. Дневной кадр в похожем ракурсе, чуть дальше - все эти круглые купола - тоже мавзолеи, но похоронены там люди рангом пониже, чем Пахлаван Махмуд

4. Вечерний вид на мавзолей и его ворота со ступеней стоящего напротив медресе Шергази-хана

5. Во дворе мавзолея висит тканый портрет Махмуда

6. И англоязычное разъяснение о нем

7. Главный портал мавзолея украшен майоликой

8. То же место, но днем

9. Дверь усыпальницы

10. Купол ханаки изнутри

11. Внутри достаточно демократично - служители, да и паломники, пьют чай

12. Надгробие Пахлаван Махмуда

13. Окно в стене одной их ханак

14. Паломники у двери в мавзолей

15. Еще раз жители города

16. Вид на мавзолей от медресе Шергази-хана

17. Улица между мавзолеем и медресе Шергази-хана - ведущая к комплексу медресе и минарета Ислам-Ходжи - очень популярна и у туристов и у местных. Вот, например, свадебная процессия

18. Гостья свадьбы

19. Процессия движется дальше - к минарету Ислам-Ходжи

20. Вечером эта улица пустеет. И минарет выглядит довольно-таки эпически

Ансамбль Ислам-Ходжа (Islom Xo'ja Madrasasi va Minorasi), состоит из самого маленького медресе и самого высокого минарета в городе - его высота (с учетом фундамента) - 57 метров, диаметр у основания - 9,5 метров.

Минарет заимствует свою форму у древних минаретов 11-12 веков и опоясан сверкающими полосами облицовок из глазурованных узоров, преимущественно голубых, синих, белых и бирюзовых цветов.

22. Вид всего комплекса Ислам-Ходжа

23. Как написано на табличке у входа в медресе, строительство велось в 1908-1910 годах 24. В декоре главного фасада медресе использованы сине-белые майоликовые облицовки, тимпаны и ленты глазурованного узора

25. Юго-восточную часть медресе занимает мечеть с низким массивным куполом - его видно справа, чуть за минаретом - а на площади перед медресе идет очень активная туристическая торговля

Интересно, что Ислам-Ходжа - заказчик строительства - был главным визирем хивинского ханства при Мухаммад Рахим-хане II (1864-1910) и его сыне Асфандияр-хане (1910-1918).

Он был образованным и дальновидным человеком, не раз бывал в Петербурге, интересовался событиями, происходившими в Российской империи, был сторонником развития коммерческих, деловых и культурных связей с Россией, поддерживал идею создания местной промышленности.

По его настоянию в Хиве были построены первая в ханстве школа европейского типа, хлопкоочистительный завод, больница, аптека, почта и телеграф, мосты и дороги, рассматривались проекты строительства железной дороги.

KO`P O`QILGANLAR