Амударьинский клад.
По разным данным коллекция состоит от 177 до 185 предметов, есть и такие, где называется примерное количество – около 200 предметов. Кроме изделий в коллекции так же были и золотые монеты, отчеканенные в различные периоды времени и в разных государствах. Количеством монет, во всех источниках, единодушно называется цифра в 1 тыс. 300 штук.

(ўзбек тилидаги версия)

Наверное, многим уже встречалось это название, в каких ни будь научно-популярных журналах, в фото-альманахах по искусству и ювелирным изделиям древности, может кто-то интересуется археологией и древними культурами, или увлекается нумизматикой, тогда возможно этот термин хорошо вам знаком. По другому его называют еще как «Сокровища Окса». Речь идет о коллекции золотых и серебряных изделий: украшений, статуэток, посуды, домашней утвари и других предметов личного пользования. Нас это название заинтересовало в связи с тем, что в нем фигурирует название реки Амударьи, с которой прямо или косвенно связано все, что касается Хорезма, его истории и древней культуры. А еще в связи с тем, что на эмблеме нашего международного фонда «Олтин мерос» изображены головы двух грифонов, крылатых львов с орлиными головами, повернутыми друг к другу. Эти образы взаимствованы с одного из изделий «Амударьинского клада», браслета с грифонами на концах.

Мы решили сделать небольшое исследование по информации, выложенной в сети интернет касающейся «Амударьинского клада», и вот какие сведения нам удалось собрать.

По разным данным коллекция состоит от 177 до 185 предметов, есть и такие, где называется примерное количество – около 200 предметов. Кроме изделий в коллекции так же были и золотые монеты, отчеканенные в различные периоды времени и в разных государствах. Количеством монет, во всех источниках, единодушно называется цифра в 1 тыс. 300 штук.

В электронных сетевых словарях и справочниках даётся в основном коротенькая информация следующего содержания:

«Амударьинский клад – золотые и серебряные вещи (всего 177 предметов) и монеты (1300 штук) 4 – 2 вв. до нашей эры. Найден в 1877 на реке Амударья (Таджикистан)».

Есть и более развернутая информация, например, на slovari.yandex.ru изложено следующее:

«Амударьинский клад – коллекция золотых и серебряных предметов 4-2 вв. до н. э. Найден в 1877 на территории современного Таджикистана (древняя Бактрия). Хранится в Британском музее. Содержит 1300 монет (самые поздние 200 г. до н. э.), сосуды, статуэтки, браслеты, медальоны, плакетки, великолепные геммы. В изделиях А. к. отражены традиции ахеменидского искусства, местное греко-бактрийское искусство и искусство т. н. скифского “звериного стиля”, восходящее к кочевому миру, в том числе среднеазиатских степей». Лит.: Dalton O. M., The treasure of the Oxus, 3 ed., L., 1964.В. Н. Сарианиди.

На некоторых сайтах выложена информация о том, как был обнаружен этот клад и как попал в Британский музей. Повествуется о том, как бухарские купцы (даже называются их имена: Вази ад-Дин, Гулям Мухаммад и Шукер Али), скупили эти сокровища у крестьян, нашедших их на развалинах старого городища на берегу Амударьи.

Это место на северном берегу Амударьи, между устьями рек Кафирниган и Вахш, возле древнего города Кобадиан. Далее рассказывают приключенческую историю, в духе сказок из «1001 ночи», о том, как купцы были ограблены местными кочевниками, как обратились за помощью к британскому военному чину в Афганистане – капитану Ф. Бартону. При его помощи сокровища были отбиты и возвращены владельцам.

Затем сокровища были распроданы на базарах и антикварных лавках города Равалпинди (современный Пакистан). С подробностями этой истории можно ознакомиться на www.orgdosug.ru и www.bibliotekar.ru

Предметы сокровища были тщательно изучены. Написаны несколько каталогов Амударьинского клада, первый из которых составлен английским востоковедом О. Дальтоном. Свое мнение о происхождении клада, его принадлежности к той или иной культуре высказали в своих трудах такие ученые, как Е.В. Зеймаль, Е.Е. Кузьмина, P.M. Гиршман и М И. Артамонов. По их мнению, эти предметы собирались очень длительный период времени, вероятно, были подношениями знатных и богатых прихожан в каком ни будь древнем храме. Эти изделия очень различаются по стилю и были изготовлены в разные периоды истории и даже в разных мирах.

Однако, несмотря на то, что все предметы Амударьинского клада хорошо изучены, точное место и обстоятельства его обнаружения официально считается не подтвержденным. На историческое наследие претендуют Афганистан, Таджикистан и Узбекистан. Но так как нет подтверждающих документов о происхождении клада, его источник считается неопределенным.

Как бы там ни было, эти сокровища являются общечеловеческим культурным достоянием, и в частности достоянием народов Центральной Азии.

В настоящее время «Сокровища Окса» хранятся в Британском музее в Лондоне. Они доступны для всеобщего просмотра и для того чтобы посмотреть на эти сокровища в музей приезжают более 5 млн. посетителей в год.

Все эти сведения достаточно интересны, но к сожалению очень мало (если не сказать совсем нет) фотоснимков этих изделий. Из 177 предметов имеются только 5-6 снимков, не очень хорошего качества. Несколько снимков хорошего качества можно увидеть на страничке англоязычной википедии и на сайте самого Британского музея. Там же даны некоторые пояснения и описания изделий (на английском). Мы решили привести здесь некоторые из них, с переводами пояснений на русском языке.

Золотой браслет с грифонами

Браслет (или подвязка) с грифонами, из этой коллекции, по стилю характерен культуре Ахеменидской перси, периода 5 – 4 веков до н.э. Аналогичные по форме браслеты, можно увидеть среди найденных в Персеполисе.

Греческий летописец Ксенофон (около 430 г. до н.э.) пишет, что такими браслетами персидские цари награждали вельмож, занимающихся судебными делами, и такая награда была символом чести. В полых выемках браслета, вероятно, были вставлены инкрустации из стекла или полудрагоценных камней.

Рельефный орнамент в форме грифона

Этот рельефный орнамент – в форме крылатого льва с головой рогатого грифона, усыпан пустыми выемками для инкрустации. На оборотной стороне есть два длинных крепежных штырька. Но все же неясно, для чего именно предназначено это изящное украшение.

Это изделие отображает скифский «Животный стиль» и свидетельствует о существовании взаимоотношений между Персией и степными племенами, населявшими северные земли. Персидские цари, так или иначе получали доступ к богатствам и художественным традициям северной Центральной Азии и Сибири, и эти контакты наглядно проиллюстрированы некоторыми изделиями Амударьинского клада.

Золотая модель колесницы

Великолепная золотая модель колесницы. В нее впряжены четыре лошади, скрепленные с колесницей прутьями – вожжами. На колеснице две мужские фигурки, возничий стоит и рядом сидит его господин. Все разукрашено богатой резьбой, всюду золотые кружева, шарики. На сидящем – длинное платье, на голове шапка с золотой ленточкой. На вознице тоже шапка и короткая туника с поясом. Такая одежда сопоставима с платьями Медианы, местности входящей в состав древнего Ирана, и бывшей некогда центром империи Ахеменидов. На внешней стороне колесницы имеется изображение Египетского божества Беса, распространенное в те времена оберегающее божество. Аналогичное изображение колесницы встречается на цилиндрической царской печати, также хранящейся в Британском Музее, на ней изображен едущий на колеснице царь Дарий.

Подобная модель золотой колесницы, была приобретена в индии графом Литтоном, в то же время, когда был обнаружен Амударьинский клад. Можно предположить, что она имеет отношение к Амударьнскому кладу. Эта модель так же хранится в Британском музее.

Золотая пластина

Золотая пластина с изображением мужчины, единственный по своим размерам предмет из коллекции «Сокровища Окса». Эта одна из пятидесяти тонких золотых пластин разного размера, длиною от 3 до 20 см. На ней схематично отчеканена фигура человека.

Линии выполнены не очень четко и местами даже примитивно. Можно предположить, что эта любительская работа или работа подмастерья. Но, тем не менее – это один из прекрасных примеров искусства древности. В правой руке мужчина держит связку прутьев, или пучок каких-то трав, вероятно используемых для ритуальных церемоний. Можно предположить, что это изображение жреца. Но, на поясе у мужчины висит меч, похожий на скифский меч акинак, а на голове скифский колпак. Значить, так же можно предполагать, что это изображение скифского воина.

К.Н. Нурджанов

KO`P O`QILGANLAR