Первым учителем Худайбергена Деванова был немец-кинолюбитель Вильгельм Пеннер, который приобщил его к фотоделу и кинооператорству.
В обстановке ортодоксального исламского общества, в котором испокон веков существовал религиозный запрет на изображение всего одушевленного, Х. Деванов сумел стать первым фотографом, а затем и кинооператором Хивинского ханства.
В составе хорезмийской делегации, отправившейся в 1908 году в Санкт-Петербург был и Худайберген Деванов. В столице Российской империи Х. Диванов изучал тонкости фотографического дела у признанных профессионалов. Его оставили на два месяца для стажировки после завершения работы хивинской дипломатической миссии. Х. Диванов привез на родину различные фото- и кинопринадлежности, в том числе кинокамеру марки «ПАТЭ» № 593, что позволило ему самостоятельно снять первый узбекский документальный киносюжет о выезде на фаэтоне в 1910 г. хивинского хана Асфандияра. Сохранились также его первые киноленты «Памятники архитектуры нашего края» (114 метров, 1913 г.), «Виды Туркестана» (100 метров, 1916 г.) и др.
1908 год стал годом рождения узбекского кино. Худайберген Деванов снимал на камеру исторические достопримечательности, минареты, мечети и многое другое. Благодаря его работе жители других стран впервые познакомились с древней самобытной культурой Хорезма.
В 1938 году Х. Деванов был отправлен в лагерь для политзаключенных в Янгиюль, где и погиб в 1940 году.
В 1958 году Худайберген Деванов был реабилитирован.
Он оставил после себя богатейший отснятый материал, большая часть которого была уничтожена после ареста.