Одна из легенд об основании Хивы гласит, что город вырос вокруг колодца Хейвак, который был выкопан по приказу Сима, сына библейского Ноя. Во внутреннем городе Хивы Ичан-Кала, ставшем первым памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО в Средней Азии, и сегодня можно увидеть этот колодец…
Хива – жемчужина древнего Хорезма – культурного оазиса на северо-западе современного Узбекистана. Город был последней остановкой караванщиков перед пересечением пустыни на пути в Иран. Здесь процветали ремесла: хлебопечение, к примеру, за прошедшие столетия осталось почти без изменений.
Сегодняшние лепешки украшаются символикой древней местной религии – зороастризма. Зайнаб Абдуллаева, жительница “старой” Хивы, рассказывает, показывает и угощает: “Традиция изготовления наших хлебов передается из поколения в поколение. Мы специально обучаем этому девочек. Это ведь наши корни… Моя мать научила печь меня, а ее саму научила моя бабушка”. Местные женщины пекут хлеб в специальных глиняных печах, которые складывали и во дворах домов, и даже на старых городских площадях.
Историк Камилджан Худайберганов поясняет: “Хлеб – это все для узбека. В священной книге зороастрийцев, “Авесте”, говорится, что хлеб имеет сакральное значение. Он может сделать человека сильным и здоровым. В нашей традиции хлеб долгое время был коронным блюдом. Кстати, орнамент. которым мы украшаем наш хлеб, символизирует солнце – так его изображали во времена зороастризма. Солнцу поклонялись, считая его залогом мира, доброй воли и счастья. Вы можете увидеть сходный орнамент и на религиозных постройках”.
Зороастрийская символика – повсюду в старой Хиве. Свой след в городе оставили представители множества культур: через Хиву шли купцы из Поволжья, Индии, Ирана, Китая. Настоящий перекресток культурных, философских, религиозных течений!
Камилджан Худайберганов рассказывает: “Здесь всегда были сильные связи межу людьми, жившими в пустыне, и собственно горожанами. Шел интенсивный обмен товарами. Кочевники привозили в город молоко, мясо, другие товары. Горожане меняли это на хлеб и другие продукты, которых было не найти в пустыне”.
Два часа пути от Хивы, и вы въезжаете в сердце хорезмских степей, где археологи ищут и находят памятники древней среднеазиатской цивилизации. Воображение поражает городище Аяз-Кала – классическое хорезмское пограничное сооружение. А Топрак-Кала ( в переводе – “пыльная, или земляная крепость”) специалисты считают столицей династии, правившей Хорезмом в 2-3 веках нашей эры.
Всего вокруг Хивы насчитывается, по некоторым данным, несколько десятков городищ и крепостей, что делает регион важной и перспективной археологической площадкой.