Его возглавлял В. Лобачевский (к сожалению, мы имеем о нем очень скудные данные). В настоящей статье речь пойдет об этой переписи и ее роли для исследований по демографии, исторической демографии и народонаселения Хорезмского оазиса в начале ХХ века.
В изучении подобных данных нам помогут методы и научные подходы одного из отраслей демографии - исторической демографии. Сбор статистических данных в современном обществе и их опись дело относительно не трудное. Однако, этого не возможно сказать в вопросах сбора данных о численности населения прошлых веков. Так, с изменением эпохи, проходом времени меняются и исчезают многие ценные данные, которые могли бы служить для науки о народонаселения [1]. Исходя из данного положения, историческая демография пользуется фактами из прошедших эпох, констатированных несколько веков тому назад в различных источниках. Изучает подобные факты исходя из особенностей источников. Ими могут быть рукописи, архивные документы, медицинские данные и т.д. На их основе историческая демография изучает проблемы рождаемости и смертности населения, эмиграции и миграции, численность определенных народностей, жителей...
Несколько слов о нашем объекте исследования: территория Хивинского ханства располагалась между 40° и 43¾° северной широты и 57° и 62° восточной долготы от Гринвича - на левом берегу низовьях реки Амударьи и постоянно менялась в течение его существования, особенно, до середины XIX века. Сначала территория ханства располагалась на территории Хорезмского оазиса, спустя полвека его границы раздвинулись на юге до Ирана и Мерва, на севере до Уральской реки, на востоке до Бухарского эмирата, на западе до берегов Каспийского моря. Хивинское ханство было завоевано Российской империей в 1873 году. После этого оно стало протекторатом России, территориально маленьким государством с площадью 62237,2 квадратных километров. О количестве его населения разные авторы приводят различные данные [2]. В ханстве проживало в среднем около 1 000 000 человек. Большинство населения составляли узбеки, туркмены, казахи, каракалпаки; небольшое количество персов, арабов и русских. После завоевания края о второй половине XIX века был начат систематический тип сбора данных по народонаселению [3].
Еще не задолго до завоевания Хивинского ханства (1873 г.) при правлении Сайид Муҳаммада (1856 - 1865) был проведен расчёт для определения количества домов в центральных районах ханства, основной целью которого являлась привлечения мужчин на военную службу.
Российский востоковед А.Л.Кун, который участвовал при завоевании Хивы в 1873 году, утверждал, что перечисление населения на основе количества домов, является своеобразным подходом сбора данных у местного населения [4].
Образованное после завоевания края Туркестанское генерал-губернаторство (1876 - 1917), видимо, в военных целях собирал некоторые статистические данные и своих протекторатах - в Хивинском и Бухарском ханствах (1747 - 1920) [5].
Начатая некая перепись населения в конце XIX века могут дать интересные сведения в изучении исторической демографии Средней Азии. Особенно, их сравнение со статистическими фактами периода Хорезмской Народной Республики (1920 - 1925) и комиссии работавшей в 1920-года по проблемам национальной размежевании могут дать уяснения демографической картины Хивинского ханства конца XIX - начала - ХХ века.
При этом в качестве источников могут служить архивные материалы, местные сведения о масджидах и посещающих их людей [6], списки налогоплательщиков [7], дехкан [8] и солдат [9].
Как показывают архивные материалы, на территории Хивинского ханства после его завоевания Россией несколько раз была проведена перепись населения. Ее целью была: определения экономической ситуации в ханстве для проведения реформ [10]; наложить ответственность за реформ новому правителю ханства Исфандиёрхану (1910 - 1918) [11]; улучшения транспортных дорого в целях транспортировки сырья в центр империи; в будущем присоединения территорию ханства в состав Российской империи [12]. Значить, в сборе статистических данных Россия преследовала политические и экономические цели.
К таковым сборам данных в Хивинском ханстве можно отнести кампании от 1891 года под руководством подполковника Стеткевича (нам не удалось идентифицировать инициалы и личность Стеткевича); от 1902 года под руководством капитана В.Гиршфельда [13]. Однако, несмотря на то, что об этих двух сборах статистических данных упоминается в письме [14] генерал-майор Глушановского - начальника Амударьинского отдела Сырдарьинской области Туркестанского генерал-губернаторства, нам не удалось найти сведения о них в ЦГА РУз.
Перепись населения Хивинского ханства 1910 года была осуществлена под руководством В.Лобачевского [15]. Документы указанной переписи в настоящее время хранятся в ЦГА РУз в фонде И-125 - «Документы канцелярии Хивинского ханства» в делах от 526 по 537 [16].
Статистические данные о народонаселению Хивинского ханства, собранные под руководством В.Лобачевского из указанных документов, можно сгруппировать исходя из территории и характера источников:
1. Статистические данные о народонаселении города Хивы и его окрестностей. Всего 6 дел, общий объем 1517 листов [17].
2. Статистические данные о народонаселении города Кухна Ургенча и его окрестностей. Всего 3 дел, объем 718 листов [18].
3. Статистические данные о народонаселении города Питнак Хивинского ханства и населенных пунктов из его окрестностей. Одна опись, 221 листов [19].
4. Заключительные, общие счётные материалы. Два опись, всего 201 листов [20].
Приведенные данные были собраны об оседлой части населения ханства. Они в документах отражены в различных таблицах. Язык документов - староузбекский на основе арабской графики.
Для примера опишем один из них: статистические данные о народонаселении города Питнак Хивинского ханства и населенных пунктов из его окрестностей (пункт №3 из вышеуказанного списка):
Документ написан на тетрадь российского производства. Переплет картонный. Листы сшиты в двух местах. Формат листов 250 мм х 160 мм. Все тексты написаны неряшливым почерком на арабской графике. Чернила синего цвета. Объем тетради 335 листов. Объем указанный архивом 221 листов. Каждый лист имеет две страницы, соответственно получается 442 страниц. Разница в указании страниц и объема тетради, возможно, исходит из неточной нумерации страниц.
Все данные в тетради приведены в таблицах. Таблица разделена на 13 колонок. Текст написан с право на лево, как и требует арабская графика. В колонках указаны номера планшетов, которые, по неизвестной нам причине не имеют последовательности. Видимо, они указывают часть номеров какого-нибудь общего списка; далее указаны номера копий. Они имеют последовательность. В первой странице номера начинаются с единицы. В 335 странице приведен номер 3610. Так, в тетради приведены сведения о 3610 домах - хозяйствах; после указаны имена масджида, которую посещал глава семьи - мужчина; имя хозяина дома-двора и имена его братьев; Размер земельного участка, принадлежавший данному дому указано в десятинах; размер земли в саржинах; размер в танабах; размер в газах (танаб и газ -единицы измерения земли в Средней Азии); прибыль двора указана в сумах; прибыль в тийинах (сум и тийин - денежные единицы измерения в Средней Азии); название водного источника, из которого двор орошал свою землю; принадлежность орошаемых земель; сведения о неорошаемой земле двора. Сведения о народонаселения Кухна Ургенча и Хивы приведены таким же образом.
На основе указанных таблиц были созданы обобщенные таблицы по районам, регионам, бекствам. Для примера приводим один из таких общих таблиц:
Сведения подобного типа и объема мы не встречаем в других источниках.
В заключении можно утверждать, что статистические данные из Хивинского ханства от 1910 года, собранные под руководством В. Лобачевского, могут послужить ценным источником в изучении исторической демографии региона. Сам В. Лобачевский, на основе данных возглавляемого им пересчета, создал книгу (Лобачевский В. Хивинский район. Ташкент, 1912). Информации из этой книги, как и вышерассмотренная перепись от 1910 г., могут дать нужный материалы и факты для изучения вопросов исторической демографии Хивинского ханства. В дальнейшем на основе их предстоит пересмотреть и уточнить количество народонаселения в ханстве, вопросы, связанные с экономикой, ирригацией и культурой в Хивинском ханстве.
Неъматджан Полвонов
Докторант Национального университета Узбекистана
[1] Шелестев Д.К. Историческая демография. Москва: Высшая школа, 1987, С.107.
[2] Погорельский И.В. Очерки экономической и политической истории Хивинского ханства конца XIX и начало XX вв.(1873-1917 гг.). Ленинград: Изд.Ленинградского университета, 1968 (автор утверждает, что население ханства состоит из 519 437 человек - Н. П.); Непесов Г. Победа советского строя в северном Туркменистане (1917-1936 гг.). Ашхабад, 1950. С. 15 (автор утверждает, что население ханства состоит от 519 000 по 600 000 человек - П.Н.); Ўзбекистон ССР тарихи. 1 том, 2-китоб. Тошкент: Фан, С.152-153 (автор утверждает, что население ханства состоит из 500 000 человек - П.Н.); Тухтаметов Т.Г. Россия и Хива в конце XIX начала XX века. Москва: Наука, 1969, С.7 (автор утверждает, что население ханства состоит примерно из 500000-700000 человек - П.Н.); Победа советской власти в Средней Азии и Казахстане. Ташкент, 1967. С. 635 (у него 600 000 - 900 000 человек - П.Н.); История Бухарской и Хорезмской народных советских республик. Москва: Наука, 1971. С.14 (у него тоже 600 000 - 900 000 человек - П.Н.); Каландаров Н. Образование и деятельность Хорезмской коммунистической партии. Ташкент: Узбекистан, 1975, С.10 (автор указал, что население ханство состоит примерно из 850 000 человек - П.Н.) и другие.
[3] Ата-Мирзаев О., Гентшке В., Муртазаева Р. Узбекистан многонациональный: историко-демографический аспект. Ташкент: Абу Али Ибн Сино, 1998, С.8.
[4] Гиршфельд В., Галкин М.Н. Военно-статистическое описание Хивинского оазиса. Часть II. Ташкент, 1903, С.32.
[5] Капитан Васильев. Статистические материалы для описания Бухары. Бекство Шерабадское и часть Байсунского // Сборник географических, топографических и статистических материалов по Азии. Выпуск 57. Санкт-Петербург, 1894, С.400; Маев Н.А. Очерк Гиссарского края. Очерки горных бекств Бухарского ханства // Материалы для статистики Туркестанского края. Выпуск V. Санкт-Петербург, 1879; Очилдиев Ф. Сурхон воҳаси бекликларидаги ижтимоий-сиёсий ва иқтисодий ўзгаришлар. Тошкент, 2008, С. 29-51; Полковник Галкин. Военно-статистический очерк средней и южной частей Сурхандаринской долины // Сборник географических, топографических и статистических материалов по Азии. Выпуск 57. Санкт-Петербург, 1894, С.380.
[6] Болтаев А. Хива масжидлари ва уларга қарашли соҳибхоналар. Институт востоковедения АН Республики Узбекистан. Фонд №1, рукопись №7795.
[7] Иванов П.И. Архив хивинских ханов XIX в. Исследование и описание документов с историческим введением. Ленинград, 1940, С.65-96; Центральный архив республики Узбекистан (далее - ЦГА РУз). Фонд И-125, опись 2, дело 382-399.
[8] ЦГА РУз. Фонд И-125, опись 2, дела 496-498, дела 517-521.
[9] Иванов П.И. Архив хивинских ханов XIX в. Исследование и описание документов с историческим введением. Ленинград, 1940, С.156-197.
[10] ЦГА РУз. Фонд И-2, опись 1, дело 375, лист 10.
[11] ЦГА РУз. Фонд И-2, опись 1, дело 291, лист 64.
[12] Полвонов Н. Хоразмдаги ижтимоий ҳаракатлар ва сиёсий партиялар тарихи (1900-1924 йиллар). Тарих фанлари номзоди диссертацияси. Тошкент, 2005, С.17, 31.
[13] Гиршфельд В., Галкин М.Н. Военно-статистическое описание Хивинского оазиса. Часть II. Ташкент, 1903; ЦГА РУз. Фонд И-125, опись 1, дело 527, листы 1-3.
[14] ЦГА РУз. Фонд И-125, опись 1, дело 527, листы 1-3.
[15] Лобачевский В. Хивинский район. Ташкент, 1912.
[16] ЦГА РУз. Фонд И-125, опись 1, дела 526; 528а; 528; 529; 530; 531; 532; 533; 534; 535; 536; 537.
[17] ЦГА РУз. Фонд И-125, опись 1, дела 529; 530; 531; 532; 533; 534.
[18] ЦГА РУз. Фонд И-125, опись 1, дела 535; 536; 537.
[19] ЦГА РУз. Фонд И-125, опись 1, дело 528а.
[20] ЦГА РУз. Фонд И-125, опись 1, дела 527; 528а.
[21] ЦГА РУз. Фонд И-125, опись 1, дело 528, лист 1.
[22] ЦГА РУз. Фонд И-125, опись 1, дело 527, лист 166.