Точное место находки клада не известно, но предполагается, что он был найден между 1876 и 1880 гг. на северном берегу реки Аму-Дарья, в районе Тахти-Кубад (современный Таджикистан, историческая область Бактрия). Вероятно, происхождение клада связано с храмом, который там находился. Предположительно в 1877 г. его купил караван купцов. По дороге из Кабула в Пешавар купцов захватили в плен бандиты, которые растащили клад. Вызволил из плена купцов политический представитель Британской империи в Афганистане капитан Френсис Чарльз Бертон, который позже помог им вернуть и сам клад. В знак благодарности они продали ему один из двух парных браслетов. Далее купцы направились в Равалпинди, чтобы продать там оставшуюся часть клада.
Большинство предметов из клада было распродано на базарах Британской Индии (в современном Пакистане). Артефакты смог отследить и собрать воедино английский антиквар Огастес Уоллстон Френкс, завещавший своё собрание Британскому музею в 1897 году. Он нарёк клад по древнегреческому названию реки Аму-Дарья — Оксус (лат. «Oxus», которое через др.-греч. «Ὄξος» восходит к др.-перс. «vaxšu-»). В настоящее время все предметы находятся в Лондоне, в музее Виктории и Альберта (меньшая часть) и в Британском музее, где коллекция выставлена с июня 2007 года в зале 52.
Клад состоит из миниатюрных моделей повозок с лошадьми, статуэток людей и животных, браслетов, колец, монет, кувшинов, подвесок и личных вещей. Это наиболее известное собрание золотых и серебряных вещей эпохи Ахеменидов. Предметы из клада легли в основу изучения золота Ахеменидов. В них можно проследить традиции персидского и греко-бактрийское искусства, а также скифского «звериного стиля».
Браслеты с головами грифонов являются типичными для придворного стиля Ахеменидского Ирана V—IV вв. до н. э. Браслеты похожей формы можно увидеть на рельефах Персеполя среди предметов, которые посылались в качестве дани. Ксенофонт писал, что браслеты, которые носили на предплечьях, были дарами персидскому двору.
Отдельную группу среди предметов Амударьинского клада составляют около пятидесяти тонких золотых пластин. Размер пластин от 3 до 20 см. На большинстве пластин находятся изображения контуров человеческих фигур. Некоторые фигуры грубо выполнены, что предполагает их местное происхождение или то, что пластины были выполнены непрофессиональным ювелиром.
wikipedia.org