Сегодня, благодаря бережному отношению к материальным и духовным ценностям, являющимся достоянием всего человечества, изучению древних источников в их первозданном виде и сохранению их для грядущих поколений заново открываются многие, еще недостаточно исследованные грани нашей истории.
11 ноября 1997 г. был издан Указ Президента Республики Узбекистан И.Каримова "О возрождении Хорезмской Академии Мамуна".
Этот шаг был продиктован необходимостью повышения научного потенциала и дальнейшего развития науки в регионе, создал возможность привлечения в науку и поддержки талантливых ученых.
Хорезмская земля издревле славилась учеными и образованными людьми, великими мыслителями. Из истории известно, что научно-культурная среда Хорезма имела большое значение в жизни и деятельности таких всемирно известных ученых, как Абу Райхон Беруни, Абу Сахл Масихий, Ал-Хорезми, Замахшари, Кубро и других, оставивших неизгладимый след в истории человечества.
Созданная в ХI в. Хорезмская академия Мамуна сыграла важную роль в развитии науки не только нашей страны, но и всего мира. За короткий срок своего существования (1004 -1017 гг.) она оставила светлый след в научной и культурной жизни средневекового общества.
В 2003 г. была принята Резолюция 32 сессии Генеральной Конференции ЮНЕСКО, а 9 ноября 2004 г. было принято постановление Кабинета Министров "О праздновании 1000-летия Хорезмской академии Мамуна". Это дало толчок к мировым исследованиям известной средневековой учебной Академии и увеличило общественное понятие о научном и культурном наследии Узбекистана.
«Возрожденная академия Мамуна, тысячелетие которой с участием широкой международной общественности готовится отметить вся наша страна, может и должна быть не просто региональным отделением республиканской Академии наук, а уникальным в своем роде, известным во всем мире исследовательским центром, - отмечает И.Каримов. - Для этого необходимо тщательно выбирать направления научных исследований. Ученые современной академии Мамуна призваны открыть все неизвестные страницы истории. Именно отсюда ученые должны также сказать свое авторитетное, подтвержденное научными исследованиями слово об экологии края, проблемах минерализации местных подземных вод и почв, о многом другом, чем отличается Хорезм от других регионов».
Академия - название некоторых научных учреждений, обществ и учебных заведений.
Слово «Академия» происходит от имени мифического героя Академа (Akademos), в честь которого была названа местность вблизи Афин, где в IV в. до н. э. (388 г.) Платон читал лекции своим ученикам.
Платоновская Академии - древнегреческая философская школа, основана Платоном около 387 г. до н. э. в Афинах и имела статус культового союза. Члены Академии платили ежемесячные членские взносы. Учителя и ученики жили совместно в пригородных домах. Учебные занятия и диспуты проходили по строго определенному расписанию. Эта академия была закрыта в 529 г.
Традиция Платоновской академии возобновилась в Афинской школе среднего платонизма (сер. I - II вв.) и неоплатонизма (IV – середина VI вв.). В эпоху Возрождения Платоновская академия учреждена во Флоренции (1459 – 1521 гг.) во главе с М. Фичино.
В эпоху эллинизма возникли научные общества, приближавшиеся по типу к Академии (Александрийский Мусейон, III в. до н. э.).
В Европе XV – XVI вв. Академией назывались различные научные общества Италии, деятельность которых имела преимущественно гуманитарную направленность.
В XVII в. возникает ряд научных обществ - Академий, ставивших в центре внимания проблемы естествознания.
Со 2-й половины XVII в., при поддержке государственных властей, начинают создаваться Академии как национальные научные центры: Королевское общество в Лондоне (1660 г.), АН в Париже (1666 г.), Прусская АН в Берлине (1700 г.), Петербургская АН (1724 г.) и др. В 1783 - 1841 гг. в России, кроме АН, существовала Академия Российская, занимавшаяся вопросами русского языка и словесности.
На Востоке в средние века наибольшую известность получили «Дом мудрости» («Байтул -хикма») в Багдаде (IX в.), «Академия Мамуна» («Дорул-хикма» (по некоторым источникам: «Мажлиси Уламо» - «Собрание мудрых») в Хорезме (начало XI в.), научные общества при обсерваториях в Мараге (XIII в.), Самарканде (XV в.).
Необходимо отметить, что в Багдадской академии «Байтул -хикма» трудились наши соотечественники - выходцы из Туркестанского края. Среди них: аль-Хорезми, Фергани, Хабаш Хосиб. Основателем Багдадской Академии был Маму́н, Аль-Мамун (786—833 гг.) — багдадский халиф из династии Аббасидов, сын Харуна аль-Рашида. Мать Мамуна была персидского происхождения. После смерти отца халифом стал его брат Аль-Амин, а Мамун стал губернатором Хорасана. В ходе вспыхнувшей гражданской войны, Мамун захватил Багдад и стал халифом (с 813 по 833 гг.) Он стал привлекать к управлению государством ученых и создал Дом Мудрости (Бейт аль-Хикма). Сотрудниками Дома мудрости были многие великие ученые Арабского халифата, такие как аль-Хорезми и аль-Кинди. Одним из значимых направлений деятельности Дома мудрости был перевод манускриптов древнегреческих ученых на арабский язык.
Толчком к развитию мусульманской науки для Мамуна послужило сновидение, которое дало ему “сверхъестественный” стимул. Во сне Мамуну явился дух Аристотеля (халиф прекрасно знал его сочинения), доказавшего халифу, что между религией и разумом нет противоречия. Поэтому не обременённый больше никакими колебаниями Мамун распорядился построить Дом мудрости – библиотеку. Здесь были собраны и переведены на арабский язык труды греческих, персидских, индийских учёных, а извлечённое при этом знание – исследовано, воспроизведено и развито.
Если эпоха Возрождения в Европе приходилась на ХVI в., то подобный светлый период в Азии был раньше – в IX-X вв.. Тогда бурное развитие получили различные науки, и здесь особую роль сыграла Хорезмская академия Мамуна. Она как научная школа была создана в условиях политической стабильности, экономического и социального развития Хорезма в 1004 г. в Гурганче (нынешний Ургенч).
В организации этого научного заведения, которому не было равных в то время и где были собраны самые известные в мире ученые, заслуга Мамунидов несравненна. Они правили великим государством Хорезма с 992 по 1017 годы.
Под патронажем влиятельного хорезмшаха Мамуна (997-1010 гг.) в 1004-1005 гг. сложилось и развивалось научное сообщество, известное под названием Академия Мамуна. В 996 г. правителем Хорезма Мамун ибн Муҳаммедом была создана «Академия хорезмшаха Мамуна» (вошедшая в историю с легкой руки известного немецкого востоковеда Карла Брокельмана как Академия Мамуна).
Хорезмский шах Али ибн Мамун (997-1010 гг.) предоставил широкие возможности ученым для ведения всесторонних научных исследований, творческой деятельности. Он собрал вокруг себя свободомыслящих людей с широким кругозором, людей талантливых, с большим багажом знаний. По приглашению дяди шаха, ученого своего времени Абу Насра ибн Ирака в 1004 г. в Гурганжу вернулся Абу Райхан Беруни, живший в то время за границей.
Их взгляды по многим вопросам совпадали, у них было много общих интересов. С Ближнего и Среднего Востока в Гурганжу они пригласили многих талантливых ученых. В Академии Мамуна трудились такие ученые, как Абу Райхон Беруни (являлся руководителем академии), Абу Али ибн Сино, Абу Сахл аль Масихий аль Журджаний, Абу Наср ибн Ирак, Абу Саид ибн Муҳаммад ибн Мискавайх, Абул Хайр Хаммор, Абу Мансур ас-Саолиби, Ахмад Муҳаммад ас-Сахрий, Зайниддин Журжони, Абул Хасан Маъмун, Абу Муҳаммад Хоразми, Абу-л-Фараж ибн Хинду и другие.
В 1004 г. в Гурганже по высочайшему указу шаха Мамуна ибн Мамуна были созданы все условия для всесторонней деятельности академии, а необходимые средства выделялись из государственной казны. Здесь, как и в академиях Платона (Афины), «Байт-ул-хикма» (Багдад) велись научные исследования по математике, астрономии, химии, геодезии, минералогии, медицине, фармацевтике. В академии изучались и переводились научные труды арабских, индийских и греческих ученых, глубоко исследовались известные научные открытия Аль-Хорезми и Аль-Фергани, впервые в мире призадумались над идеей полета человека в космос и старались ее осуществить. Есть сведения о том, что астроном Абу Наср Исмаил ибн Хаммод Фараби аль Жавҳари (940-1008 гг.) впервые на территории Хорезма создал крылья и полетел. Это зафиксировано в рукописи, которая сегодня хранится в Санкт-Петербурге.
Идеи, над которыми работали в академии Мамуна, еще более пятисот лет служили фактором развития науки во всем мире. И не случайно. Например, ученый Абу Наср ибн Ирак аль Жади по прозвищу «Математик всех математиков», получил почетное звание Второго Птоломея за научные произведения по астрономии. Известный философ Абдулхайр ибн Хаммор за научные труды по медицине был удостоен звания «Второй Гиппократ», а ученый-медик Абу Сахл аль-Масихий был даже наставником самого Ибн Сино. Руководитель же академии Абу Рейхан Беруни занимался почти всеми областями науки и благодаря своим исследованиям был примером для остальных ученых. Его произведения по геодезии и математике до сих пор являются настольными книгами для многих ученых. Беруни первым в Средней Азии написал «Фармацевтическую книгу в медицине». О существовании американского континента он знал задолго до европейцев, примерно за 450 лет. В своем произведении «Памятники древних народов» ученый оставил бесценные сведения о летоисчислении, календарях, праздниках, обычаях таких древних народов, как греки, иранцы, хорезмийцы. По мнению Беруни, в древности астрономы Хорезма лучше знали порядок расположения звезд, чем арабы. Нельзя не вспомнить, конечно, и об известном энциклопедисте академии Мамуна Ибн Сино, который прославился на весь мир своим «Каноном врачебной науки» и получил прозвище «Отец медицины». В Хорезме он занимался также математикой и астрономией. А такой ученый академии, как Абу Мансур ас-Саолибий, известен своими научными трудами по истории, философии, литературе, логике, арабскому языку. Он написал 51 произведение. В его брошюре «Единственная жемчужина о добродетельных людях времени» приводятся сведения об Абу Бакре Муҳаммаде ибн аль-Аббасе аль-Харезми, Абу Саиде Ахмад ибн Шабиб ат-Шабибий, Абул Хасане Мамун ибн Муҳаммаде ибн Мамуне и еще о 124 ученых, литераторах, государственных деятелях Средней Азии и Хорезма. В становлении астрономической школы Улугбека велика роль Хорезмской академии Мамуна. Произведения по астрономии Абу Насра ибн Ирака, Беруни и Чагмони здесь изучались в качестве учебников.
Девизом академии Мамуна были слова: «Наука во благо людей».
Ученые, творившие в Академии Мамуна, создали основополагающие для своего времени фундаментальные труды по важнейшим отраслям знаний: астрономии, математике, географии, медицине, физиологии, химии, алгебре, геометрии и истории религии. Здесь выполнялись переводческие работы, изучались труды арабских, индийских, греческих мыслителей.
Исследования в математике проводили Абу Мансур бин Ирок, Беруни и Абу Хайр Хаммор. Ибр Ирок, учитель Беруни, написал около 30 научных книг по математике и астрономии. Сам Беруни, в своих 150 книгах, писал статьи по математике и астрономии. Теорема о качествах равнобедренного треугольника была доказана Абу Хайр Хаммором и широко известна как «Теорема Хаммори» (Аш-Шакл ал-Хаммори).
Беруни и Ибн Сино внесли свой вклад в развитие химии. Беруни доказал связь между сравнительной массой субстанции и её химическим составом в своей статье о «Сравнительной массе». Ибн Сино провел химические эксперименты по преобразованию субстанций и эти результаты были описаны в статье «Трактат о Философском Камне». Как известно, эта статья появилась в Хорезме в 1005г.
Учеными Абу Сахл ал-Масихи, Абу Хайр Хамором, Ибн Сино и Беруни написаны научные работы по медицине. В частности, Абу Хайр Хаммор был известен как «Второй Гиппократ» за свои инновационные теоретические учения в таких сферах медицины, как человеческая анатомия, диеты пожилых людей, методы медицинских экспериментов, продовольственные субстанции и эпилепсия. Абу Сахл ал-Масихи получил известность своими практическими учениями в медицине. Ибн Сино, несмотря на свое короткое 5-летнее пребывание в Хорезме (1005-1010 гг.), написал очень важные статьи по лечению ран (Дафал-мадор).
Исследования по географии были в основном, связаны с именем Беруни. С 16 лет он проводил много времени, измеряя географическую широту различных мест, к примеру, он рассчитал географическую широту города Кят в Хорезме. В 994 г. он смог измерить точный уровень отклонения эклиптической плоскости села Бушканз (между западным берегом Амударьи и городом Кят) по отношению к экватору. В 995 г. Беруни начал исследования по созданию картины Земли в форме глобуса. Это было первым рисунком Земли в форме глобуса с рельефом. Беруни написал научные статьи по различным направлениям географии, таким как, естественная география, гидрология и минералогия.
Академия Мамуна в Хорезме также славилась своими исследованиями по социальным наукам. Философия была глубоко изучена во время переписки Беруни с Ибн Сино. Оба ученых выразили свои точки зрения по философским идеям Аристотеля о конце мира. Беруни и Ибн Сино были сторонниками существования других миров и других культур.
Широко были развернуты в Академии Мамуна в Хорезме. исследования по истории. Для продолжения академических традиций Беруни написал книгу - «Известные Личности Хорезма» или «Историю Хорезма». К сожалению, книга не сохранилась и основная часть книги была описана в книге Абу Фазл Байхахий «История Масуди», которая была посвящена султану Масуд Газнавий. Помимо этого учеными была найдена информация об истории в других книгах Беруни, таких как «Памятники», «Знание» (Ат-Тафхим) и «Индия».
Судя по книгам ас-Саолиби «Удивительная информация» («Латоиф ал-маориф», Х-ХI вв.), ас-Самони «Книга о Предках» («Китоб ал-ансоб» ХII в.), Ёкут ал-Хамавий «Энциклопедия писателей» (Мужам ал-удабо) и других, Академия Мамуна пользовалась славой центра литературы и искусства. Много поэтов и писателей, такие как, Ахмад бин Муҳаммад бин Сахрий, Абдуллох бин Хамид, Абу Сайид бин Шабиб, Абу Хасан бин Мамун, Абу Абдуллох ат-Тохир, Иброхим Ракконий, работали в Академии Мамуна. Советник при Хорезшахе ас-Сахлий писал стихи и регулярно организовывал соревнования по литературе в Академии Мамуна в Хорезме.
В эту эпоху ученые-лингвисты в Академии Мамуна разработали грамматику арабского языка и словарь, который был важным инструментом для научного общения.
Видным крупнейший ученый своего времени был Абу Сахл ал-Масихи. Он занимался астрономией, математикой, философией и медициной, но в истории науки он больше известен как врач. По приглашению хорезмшаха Мамуна ибн Муҳаммада Масихи приезжает в Хорезм, где встречается со многими крупными учеными своего времени. А с Ибн Синой у него были не только дружеские отношения — согласно средневековым источникам, Масихи был учителем Ибн Сины в области медицины. В 1010 г. Масихи отказывается ехать в Газну ко двору султана Махмуда и вместе с Ибн Синой тайно отправляется в Хорасан, но, не выдержав трудностей в пути, умирает в возрасте 40 лет. Точное количество трудов Масихи неизвестно. Согласно источникам, только для Беруни он написал двенадцать сочинений, время их написания попадает на 998—1004 гг. Будучи ученым, Масихи также увлекался поэзией и писал стихи. Самым значительным его трудом является «Сто книг по медицинскому искусству», охватывающий почти все вопросы медицины того времени. Позднее это сочинение было использовано Ибн Синой в его «Каноне врачебной науки».
Еще одно известное имя - Абу Наср ибн Ирак, принадлежащий к семейству хорезмшахов Афригидов. Был одним из известных ученых Академии Мамуна, являлся воспитателем и учителем Беруни. Он работал в Кяте, а после 1017 г. — в Газне. Его исследования и труды в области математики и астрономии способствовали развитию точных наук того времени. Труды ученого оказали большое влияние в первую очередь на Беруни. С самого рождения (973 г.) до последних дней жизни Абу Насра (1036 г.), то есть более 60 лет, Беруни был вместе с учителем. Это пожизненное сотрудничество двух великих ученых было чрезвычайно плодовитым для средневековых точных наук. Ибн Ирак впервые в истории науки доказал теорему синусов не только для плоских, но и для сферических треугольников. Введение теоремы синусов явилось важным открытием в истории математики, она по существу заменила в средневековой восточной математике теорему греческого ученого Менелая о «шести величинах». Оценивая его труды, Омар Хайям писал: «Самым великим из тех ученых, кто занимался математикой, является Абу Наср ибн Ирак». Но главной заслугой Ибн Ирака считается то, что он воспитал такого ученика, как Беруни.
Гиппократом своего времени называли Ибн ал-Хаммара. Он родился в 942 г. в Багдаде. Позже приезжает в Хорезм. Начав здесь свою научную деятельность при дворе хорезмшаха Мамуна, становится одним из ведущих ученых Академии Мамуна. После 1017 г. последние годы жизни он проводит в Газне, где и умер в 1030 г. Ал-Хаммар был популярен как искусный переводчик сочинений Аристотеля. В частности, он перевел его «Метеорологию». Кроме переводов, перу Ибн ал-Хаммара принадлежат несколько оригинальных трудов по философии и медицине, которые, к сожалению, не дошли до нас. В его трудах говорится об анатомии, питании, эпилепсии.
Согласно средневековым источникам, известным литератором и поэтом, а также искусным писарем своего времени был еще один член академии - ас-Сахри. В юные годы он служил у буидского визиря ас-Сахиба Исмаила ибн Аббада и участвовал в поэтических диспутах. Во времена правления хорезмшаха Мамуна ибн Мамуна ас-Сахри приезжает в Хорезм, где его хорошо принимают. Ас-Сахри некоторое время служит во дворце, но его жизнь закончилась трагически — в 1015 г. он был казнен. Причины его казни неизвестны.
Также нельзя не упомянуть ас-Сахли - одного из высокообразованных людей своего времени, визиря хорезмшаха Мамуна. Он не только покровительствовал ученым и поэтам, чем снискал их уважение и признательность, но и сам писал стихи. Видные ученые Хорезмской академии, такие, как Ибн Сина, Беруни, посвящали ему свои труды.
В Рее работал Абу Махмуд Хамид ал-Худжанди (умер около 1000 г.), уроженец Ходжента (бывший Ленинабад, ныне Ходжент). Ал-Беруни, лично с ним знакомый, говорил о нем, что "Абу Махмуд - исключительное явление своей эпохи в деле изготовления астролябий и других астрономических инструментов". Ал-Худжанди построил огромный секстант, названный им в честь султана "Фахриевым секстантом". Ал-Беруни посвятил описанию этого секстанта специальный трактат "Сообщение об инструменте, называемом Фахриевым секстантом" (Хикайа ал-ала ал-мусамма ас-суде ал-Фахри). Ал-Худжанди был также автором нескольких трактатов о построении астролябий и других инструментов, из которых выделяются "Книга о всеохватывающем астрономическом инструменте" (Китаб ал-ала аш-шамила фи-л-фа-лак), "Трактат об универсальном тимпане [для всех] горизонтов" (Рисала ас-сафиха ал-афакиййа ал-джами`а) и "Книга о действиях с [астролябией] заркала" (Китаб ал-`амал би-з-заркала). Последние два трактата, от которых сохранились только названия, по-видимому, были посвящены построению и применению астролябии заркала, впоследствии получившей значительное распространение в связи с деятельностью испанского астронома аз-Заркали, получившего имя по этой астролябии. Слово "заркала" - не арабское, возможно, что название этого инструмента, изображающего небесный свод "как зеркало", происходит от русского слова "зеркало" и попало к ал-Худжанди от какого-нибудь выходца из Руси.
Ибн Мискавайх Абу Али Ахмед ибн Муҳаммед (также Ибн Йакуб Мискавайх) (около 932/936—1030 гг.) - арабоязычный историк, поэт и философ. Написал труды по всеобщей истории, трактаты по философии и этике. Автор «Книги опытов народов» — первого после сочинения Табари значительного труда по всеобщей истории. В ней особенно важны разделы о политической истории Халифата X в.
Ибн Мискавайха нередко именуют «Третьим Учителем» в истории исламской философской мысли и «первым мусульманином, подошедшим к изучению этической философии с научной точки зрения».
Ибн Мискавайх родился в городе ар-Рее (современный город Рай в Иране), неподалёку от современного Тегерана. Упоминается несколько дат рождения Ибн Мискавайха, но условно годом его рождения считают 320-й год хиджры (932 г. н. э.).
В раннем детстве Ибн Мискавайх начал изучать литературу, медицину, алхимию и историю. С юношества он находился на службе в качестве секретаря и библиотекаря у визирей династии Бувайхидов: ал-Мухаллаби, Ибн ал-Амида, Адуд ад-Даула, Самсам ад-Даула. Служба у визирей Му’изза ал-Даула, ал-Мухаллаби и Адуд ад-Даула проходила в Багдаде, столице Халифата и главном центре арабо-мусульманской культуры X в. Ибн ал-Амид был выдающейся фигурой в литературе того времени, его сын Абд ал-Фаз также знаменит своими литературными дарованиями. Известно, что Ибн Мискавайх писал касыды, посвящённые названным выше визирям.
Последние годы своей жизни он провёл в научных исследованиях и творческой работе. Прожив более 90 лет, Ибн Мискавайх умер 9-го сафара 421 г. хиджры (1031 г. н. э.).
Его место в исламской науке велико. Имя «Мискавайх» происходит от арабского слова «миск», что означает «мускус», который в арабских странах считается благородным веществом и с которым в исламских странах иногда сравнивали благородных учёных мужей. Ибн Мискавайх также известен под именем «ал-Хазин», что указывает на его должность хазина (хранителя книг).
Наибольший интерес представляет собой третье имя философа - «ал-му’аллим ас-салис» (Третий Учитель). Это высокое звание - самый яркий пример значимости того вклада, который Ибн Мискавайх внёс в развитие арабо-мусульманской философии. Известно, что в мусульманском мире Аристотель почитается как «ал-му’аллим ал-аввал» (Первый Учитель). Ал-Фараби (около 873—950 гг.) за отличное знание философских трудов Аристотеля получил имя «ал-му’аллим ас-сани» (Второй Учитель). Однако ал-Фараби специально не исследовал этику Аристотеля. Вообще, этика в период арабо-мусульманского средневековья оставалась второстепенным предметом исследования. Как отмечает доктор 'Абд ал-'Азиз 'Иззат, арабо-мусульманские философы «занимались в основном физикой, как ал-Кинди; логикой и метафизикой, как ал-Фараби; переводом, как Яхъя ибн 'Ади». Хотя все они имели прямое отношение к этической мысли ислама. Среди наиболее ярких представителей средневековой арабо-мусулъманской этической мысли признаны Ибн ал-Мукаффа, ал-Газали, Насир ад-Дин ат-Туси.
По мнению известного турецкого энциклопедиста Хаджи Халифы, или Мустафа ибн 'Абду-л-лаха (1608—1657 гг.), подлинной наукой нравственной философии считается та «наука, которая фактически связана с греческой философской традицией». Учение «ахлак» (нравственная философия или, по его же определению, «часть практической философии») является ни чем иным, как этикой перипатетизма. И в этом смысле Ибн Мискавйах - основатель арабо-мусульманской этики на её научном уровне, а не, к примеру, на религиозно-правовом или историко-литературном.
Ибн Мискавайх писал свои произведения на арабском и персидском языках. 'Абд ал- 'Азиз 'Иззат дает перечень рукописных, изданных и утерянных трудов Ибн Мискавайха. Однако его утверждение, что Ибн Мискавайхом было написано лишь 43 произведения, остается до сих пор спорным. Среди этических работ «Третьего Учителя» на арабском языке можно отметить:
• «Рисала фл-л-лазати ва-л-'алами» (буквально: «Трактат об удовольствиях и страданиях» — самым высшим наслаждением Мискавайх называет «познание Великого Аллаха, который есть Абсолютное Добро»);
• «Китаб 'адаб ад-дунйа ва-д-дин» (буквально: «Книга об этике мирской жизни и [об этике] религии», в которой рассматриваются различия между этикой философской и религиозной);
• «Рисала фи джавҳари-н-нафс» (буквально: «Трактат о сущности души»);
• «Микала фи-н-нафс ва-л-'акл» (буквально: «Статья о душе и разуме») и пр.
Ибн Мискавайх написал книгу «Джавидан-е хирад» (буквально: «Вечность мудрости»), где собрал этические афоризмы персидских, индийских, арабских и греческих мудрецов. Помимо этики, труды ученого посвящены вопросам медицины, алхимии, физики, политики, истории.
Самые крупные и наиболее значимые работы Ибн Мискавайха:
• «Тад-жариб ал-'умам» (буквально: «Опыты народов») и
• «Тахзиб ал-ахлак ва тат-хир ал-а’рак» (буквально: «Воспитание нрава и очищение корней»).
Первая работа посвящена всемирной истории до 369 г. хиджры, то есть 979 - 980 годам. Здесь определены причины исторических событий периода до 340 г. хиджры, описанных известным историком и правоведом Абу Джа’фа-ром ат-Табари, собраны сведения о великих личностях. Большей частью Ибн Мискавайх повествует о событиях после 340 года хиджры, очевидцем которых он был.
«Тахзиб ал-ахлак» занимает особое место в этической литературе. Видный историк арабо-мусульманской философии Маджид Фахри отмечает, что наиболее «важный вклад Ибн Мискавайха в этическую теорию» заключается в создании «одного из немногих систематических этических трактатов на арабском языке „Тахзиб ал-ахлак“». Это сочинение относится к греческой философско-этической традиции. Здесь рассматриваются вопросы добра, счастья, справедливости, любви и дружбы. В частности, о справедливости Ибн Маскавайх пишет: «Справедливость, будучи средством между целями и возможностями, - самая совершенная из добродетелей и самая близкая к единству».
Непосредственным поводом к написанию «Рисала фи махиййати-л-'адл» («Трактат о природе справедливости») послужило письмо философа, правоведа, суфия, современника и друга Ибна Мискавайха Абу Хаййана ат-Таухиди, содержащее вопрос о несправедливости. Ответ на него был выделен в отдельный трактат из (утерянной) книги Ибн Мискавайха «аш-Шавамил», написанной в свою очередь в ответ на книгу ат-Таухиди «ал-Хавамил» и включавшей 175 вопросов и ответов философского, филологического, юридического ҳарактеров.
Цель трактата Мискавайх определил как разъяснение природы справедливости, выявление и описание её видов. Он делит справедливость на естественную, условную, связанную со свободным действием, и божественную. И соответственно концепция справедливости рассматривается в её отношении к физическому, социальному и метафизическому.
Основными источниками для данного «Рисала» (буквально: трактат, исследование) были «Государство» Платона, «Категории», «Никомахова этика» Аристотеля, «Эннеады» Плотина.
Для историков России особый интерес представляет рассказ Ибн-Мискавайха о походе русов в Бердаа в 943—944 годах.
Слава ученых Хорезма разошлась далеко за пределы родины, их знали во всем мире. А поскольку они, таким образом, прославили и Мамуна ибн Мамуна (Мамун II), это не могло не задеть шаха соседней страны – Махмуда Газнави. И он организовал тайное убийство своего зятя Мамуна II, к которому был, якобы, непричастен. А затем, как бы для отмщения за смерть своего зятя, напал на Хорезм и разграбил город. Была ликвидирована и академия, а ученые силой вывезены в Газну.
За короткий срок своего существования (1004-1017гг.) Хорезмская академия Мамуна оставила светлый след в научной и культурной жизни средневекового общества. Позже на этой земле жили и творили такие ученые, как аз-Замахшари, Исмаил Джурджани, Чагмини, Кубра, Пахлаван Махмуд, в появлении которых немаловажное место принадлежит этой академии.
Изучая ее деятельность сегодня, нельзя обойти вниманием имена известных русских ученых-востоковедов К.Захау, С.Толстова, И.Крачковского, П.Булгакова, внесших неоценимый вклад в исследование исторических трудов, а также узбекских ученых-востоковедов Я.Гуламова, И.Муминова, М.Хайруллаева, А. Ахмедова, чья заслуга в пропаганде работ ученых академии неоспорима. Ученый-востоковед А.Якубовский в 30-годах прошлого века, проводя археологические раскопки на территории древнего Ургенча, обнаружил памятники периода Мамунидов.
Хорезмская академия Маъмуна была восстановлена после обретения Узбекистаном независимости по инициативе Президента страны И.Каримова специальным указом от 1 ноября 1997 года. В настоящее время в академии, которая расположилась в древнем городе Хиве, по двум фундаментальным и 8 практическим программам ведутся научные изыскания. Академия имеет прочные связи с научными центрами многих зарубежных стран, среди которых Франция, Германия, Бельгия, Южная Корея, Россия, Азербайджан, Кыргызстан.
1 ноября 2005 г. было принято постановление Кабинета Министров “О дополнительных мерах по совершенствованию деятельности Хорезмской Академии Мамуна и праздновании ее 1000-летия”.
На сегодняшний день здесь созданы все условия для решения актуальных задач, определенных главой государства. Ученые академии подготовили проекты научных изысканий, являющихся важными для Хорезмского оазиса, по таким темам, как выработка методов рационального и эффективного использования земельных и водных ресурсов, снижение минерализации почвы и повышение ее плодородия, создание научных рекомендаций и разработок по улучшению экологической ситуации в оазисе, селекция и районирование сортов сельскохозяйственных культур, устойчивых к засоленности почвы, изучение национальной государственности.
Мысленно проводя мостик с седой древности в наши дни, то о сегодняшней, возрожденной Академии Мамуна можно сказать, что она стремится быть не просто региональным отделением Академии наук страны, а известным на весь мир исследовательским центром. Ученые современной Академии Мамуна в своих трудах особое внимание намерены уделять истории древней государственности Хорезма, его неповторимой культуры, роли ученых этого края в развитии мировых наук, и открыть все неизвестные страницы истории. Пример далеких гениальных предков, творивших в стенах хорезмской академии тысячу лет назад, должен вдохновлять их на великие дела, на неустанный поиск истины и совершенства.