Галина Полонская, “евроньюс”:
“Мы находимся в самом сердце Хивы, города который был центром северной ветки Великого шёлкового пути. За этой крепостной стеной ощущение реальности полностью стирается. На 25 гектарах воцарилось магическое прошлое”.
Хиве более двух с половиной тысяч лет, когда-то за этой крепостной стеной жили ханы и аристократия, и именно здесь они встречали заморские караваны. Сейчас весь архитектурный ансамбль Ичан-Калы, так называется внутренний город, в списке всемирного наследия ЮНЕСКО.
Румия Латыпова, гид:
“Хива – один из немногих городов, который сохранил свою самобытность, свою изначальность, как он был задуман архитекторами изначально. Причём это живой памятник, город-музей, в котором проживают 3019 человек и каждый из них несёт частичку того времени, когда город строился”.
Местные жители верят, что вода из колодцев в Ичан-Кале приносит удачу. И это – не случайно. По одной из легенд сын Ноя, путешествуя по пустыне, увидел во сне огромную крепость, проснувшись он нашёл на этом месте колодец с водой, тогда он и решил построить здесь город.
Хива просыпается под звуки прошлого. На улицах выступают потомственные музыканты, они учились искусству у предков, которых выступали на городских мощёных улочках столетия назад. Зашифрованные послания из глубины веков таит в себе не только музыка, но и роспись по дереву, которой щедро украшен этот таинственный город.
Сердце на двери означает дела сердечные хана, когда-то здесь был его дворец и гарем – объясняет Мадамин Мадаминов. Он называет деревянные шедевры книгами, которые сам знает наизусть. Мадамин в совершенстве владеет профессией, которая в Хиве всегда считалась одной из самых престижных. Потомственный резчик творит вместе с братом и племянниками, и утверждает, что азбуку мастерства нужно постигать с детства.
Мадамин Мадаминов, резчик по дереву:
“Самое сложное – это фантазия. Нужно представить будущую колонну, нужно представить, что ты вкладываешь в эту колонну, что ты хочешь именно от этого куска бесформенного дерева, и оно должно петь, это должна быть настоящая музыка в колонне”.
В местной Джума мечети представлен целый оркестр колонн. Всего их 212 и каждая – уникальна, самая древняя датируется десятым веком.
Мадамин Мадаминов, резчик по дереву:
“Когда что-то не складывается, я прихожу сюда и какая-то мозаика, которая не складывается, она раз, и сложилась”.
Бедный ест плов, богатый – только плов, так говорили здесь в старину. Знаменитое узбекское блюдо появилось здесь еще в эпоху великого шёлкового пути, оно было достаточно сытным, чтобы позволить караванам путешествовать без перерыва на обед. Свои ноу-хау нам продемонстрировал лучший повар Хивы. Основные ингредиенты – мясо, рис и морковь, но в каждом регионе своя изюминка.
Назарбек Кушназаров, повар: “Мой секрет – прост. Самое главное – готовить плов с любовью в сердце. Только так он будет вкусным”.
Сейчас в Узбекистане это блюдо украшает стол не только на дни рождения, юбилеи и свадьбы. Плов здесь подают практически ни каждый день.
Матрассул Сабиров:
“Плов – как произведение искусства, он для узбеков – ну почти самое главное”
Богатое наследие Великого шёлкового пути по-прежнему объединяет города, через которые проехал наш телевизионный караван. Жители Самарканда, Бухары и Хивы надеются, что смогут передать эти сокровища через века.
Галина Полонская, “евроньюс”:
“Путешествие нашего телевизионного каравана подошло к концу. Кстати, если бы мы совершали этот переезд во времена Великого шёлкового пути, то на маршрут “Самарканд-Бухара-Хива” у нас ушло бы чуть более месяца”.
Источник: ru.euronews.com