Отдых и Развлечения
Миздахкан представляет собой огромный комплекс разновозрастных древностей и включает в себя одно из наиболее древних кладбищ в Средней Азии (с мавзолеями Шамун-наби, Мазлумхан Сулу, Халфа Ережеп и бугром Джумарт-кассаб), а также город золотоордынских времен, караван-сарай, руины отдельных усадеб и замков, остатки ирригационных систем. Ранее считалось, что в комплекс входило и городище Гяур-кала, однако позднее было доказано, что это отдельный памятник. Во времена Средневековья Миздахкан был третьим по величине городом Хорезма.
Миздахкан сегодня - одна из наиболее почитаемых мусульманских святынь на территории Узбекистана. Дух захватывает от созерцания огромного пространства, на котором расположился древний некрополь. Здесь переплелись традиции зороастризма и ислама: старые могильники, руины средневековых мавзолеев, оплывшие развалины древнейших построек, от которых видно только самую верхушку, большая же их часть скрыта под слоями времени и песка. Здесь были обнаружены уникальные находки, связанные с древними погребальными обрядами (сосуды-оссуарии, саркофаги, керамические изделия, монеты), по которым археологи смогли воссоздать детали господствующей культуры.
Многие историки считают, что родиной зороастризма (маздаизма), который возник гораздо раньше христианства и ислама, нужно считать именно Хорезм. Когда Вы ступите на древнюю землю народа Солнца, местные старожилы обязательно поведают Вам, что именно здесь находится могила Адама и мавзолей, возведенный над ней и называемый здесь Мировые часы, которые ведут обратный отсчет жизни на Земле. По преданию, ежегодно из древних стен выпадает по одному кирпичу, и когда последний из них коснется земли - наступит конец света. Однако здесь же Вы увидите множество маленьких пирамидок, сложенных паломниками из выпавших кирпичиков. Каждая пирамидка состоит из семи камней, и люди верят, что таким образом они продлевают жизнь планеты и надеются, что Всевышний услышит их молитвы.
Интересно, почему могила Адама находится не где-нибудь, а здесь, в низовьях Амударьи? Мировые религии во многом перекликаются между собой, и ученые предполагают, что могила Адама в Миздахкане (Маздахкане) - это захоронение Гайомардана (Гайомарда, Гайамаретана), первочеловека, сотворенного Ахурамаздой (Богом Мудрости и Солнца в зороастризме). В священной книге огнепоклонников - Авесте - упоминается город Мазда, возведенный в честь Ахурамазды, где и был сотворен первый человек. Кстати, в узбекском языке само слово «Адам» до сих пор сохранило свой первоначальный смысл - «адам» с узбекского переводится как «человек». Уж не находился ли рай (изображенный в зороастризме как цветущий сад за глинобитными стенами) именно здесь, на Хорезмской земле, где пресловутое райское яблоко до сих пор звучит как прямой запрет Бога - «Не трогай!» («олма» - с узбекского переводится не только как «яблоко», но и как глагол в отрицательной форме - «не бери», «ол» - бери», «ма» - отрицательная частица).
На северном холме Миздахкана находится восхитительный по декоративному оформлению полуподземный мавзолей Мазлумхан-сулу (XIII- XIV в.). Археологи, занимавшиеся его раскопкой, пришли к выводу, что мавзолей Мазлумхан-сулу - изначально подземная постройка, которая имеет явно выраженный культовый характер. Возвышенность, на которой он находится, использовалась как некрополь по меньшей мере с начала нашей эры. Все обнаруженные здесь постройки являются погребальными или связаны с погребальным культом.
Бытует легенда, что это был дворец ханской дочери Мазлум-сулу. Когда город подвергся нападению “неверных”, вождь врагов полюбил девушку, а она ответила ему взаимностью. Разъяренный правитель убил дочь и приказал похоронить ее в собственном дворце, который стал мавзолеем.
Есть еще одна версия легенды: якобы здесь жила восхитительной красоты девушка Назлымхан - любимая дочь правителя. Многие знатные юноши добивались ее руки, но она была влюблена в бедного строителя. Разгневанный отец пообещал, что выдаст дочь замуж за того, кто за одну ночь сможет построить минарет высотой до неба. Влюбленный юноша-строитель, не веря своему счастью, выстроил минарет за ночь, а утром пришел за любимой во дворец. Но увидев, что юноша беден, правитель отказался выполнить обещанное. Не помня себя от горя, юноша бросился с вершины выстроенного им же самим минарета. За ним отправилась и красавица Назлымхан-сулу. И лишь на том свете они смогли соединить свои любящие сердца и души. По приказу правителя их похоронили вместе, а над могилой возвели мавзолей, сложенный из кирпичей разрушенного минарета.
Другое культовое сооружение - Халифа Ережеп (IX в.) - представляло собой роскошную постройку, возведенную из сырцового и жженного кирпичей. В фундаменте был заложен слой камыша, который придавал сейсмостойкость стенам и оберегал здание от сырости. О Халифе Ережеп ходит легенда, что он обучал своих подданных при жизни, а после смерти дело продолжил его дух.
Большой интерес представляют мавзолей Шамун-наби (XVII - XVIII вв.) и бугор Джумарт-кассаб. Внутри мазара Шамун-наби находится колоссальная гробница длиной 25 м, приписываемая святому Шамун-наби. Из-за необычной величины гробницы и некоторых особенностей геологического строения возвышенности, на которой она расположена, существовало мнение, что здесь могли лежать кости мезозавра (вымершего животного мелового периода). Однако более поздние исследования показали, что гробница не содержит никаких погребений и, по всей видимости, имела какое-то культовое назначение. С мавзолеем Шамун-наби связаны легенды, перекликающиеся с библейским сказанием о Самсоне.
Джумарт-кассаб - курганообразный бугор высотой около 5 м, расположенный рядом с мазаром Шамун-наби. На его вершине и склонах можно проследить выходы конструкций из жженого кирпича, а также фрагменты хорезмийской керамики. Это позволяет предполагать, что бугор скрывает какие-то древние постройки. С бугром Джумарт-кассаб («мясник Джумарт») связана легенда о добром мяснике, который бесплатно раздавал беднякам мясо в голодные годы неурожая. За его бескорыстную доброту и сочувствие к ближним он был возведен в ранг святых. Есть предположение, что эти святые места напрямую связаны с древними представлениям о вышеупомянутом Гайомарде.
В северной части Миздахкана почти повсеместно встречаются разрушенные и засыпанные древние погребальные постройки.